Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Произведения автора » Публицистика, страница37

Публицистика, страница37

культурного  работника,  заброшенного  в  дикие  ущелья  Верхней  Аджарии, отрезанного в течение всей зимы от  общения  с  внешним  миром,  запертого среди  недоверчивого  крестьянства,  требующего  длительной  и  неустанной обработки — и все это при отсутствии какой бы то  ни  было  оплаты  труда, тогда поистине диву даешься, как они не разбежались. Основное требование — подготовка преподавательского персонала — усвоена Наркомпросом. В Хуцубани функционирует уже педагогическая школа высшего типа, где обучаются десятка два аджарских юношей, и недалек тот час, когда она  выпустит  первый  кадр мусульманских преподавателей,  одинаково  хорошо  владеющих  грузинским  и турецким языками, проникнутых идеями советовластия и знакомых  с  основами новой  педагогики.  В  наступающем  учебном  году  открывается  в    Батуме педагогический техникум, имеющий те  же  цели.  Ему  должно  быть  уделено исключительное внимание. Крохи с учительского меньшевистского стола, да  и наши работники, не применившиеся еще  к  своеобразному  укладу  населения, немало помешали работе.  Все  должно  измениться  с  того  момента,  когда аджарцы, кровь от крови и плоть от плоти пославших их деревень, вернутся в родные места учителями и пропагандистами. Им будет  и  почет,  и  вера,  и любовь.

    Они вернутся учителями и пропагандистами. Слово «пропагандист» я привел с умыслом. Недаром же в районах  спаивается  для  единой  школьной  работы тройка из местного заведующего Наробразом, уполномоченного от  парткома  и инструктора Наркомпроса. Избенка с выцветшей надписью  на  красном  флажке «Трудовая  школа»  есть  то  зерно,  к  которому  должны    прилепиться    и изба-читальня, и показательная мастерская,  и  культурный  синематограф  в будущем. Нет лучшего пути проникновения в полураскрывшиеся сердца  горцев. Учитель — он должен соединять  в  своем  лице  и  сельский  Наркомпрос,  и Главполитпросвет, и агитпроп парткома. Уже в наступающем году  открываются при некоторых школах небольшие показательные ткацкие мастерские и курсы по шелководству. Успех этих  начинаний  предрешен.  Даже  женщины,  аджарские женщины в чадрах, с охотой присутствуют на таких уроках.

    Как нельзя  хуже  обстоит  дело  с  ремонтом  школьных  зданий.  Сейчас большинство их представляет из себя полуразвалившиеся хибарки. От  местных исполкомов поступают заявления, что они готовы  помочь,  чем  могут,  делу школьного строительства. По сравнению с прошлым годом,  когда  крестьянин, отдавая в школу ребенка, искренне полагал, что  он  оказывает  неизмеримое снисхождение государству  —  это  заявление  обозначает  большой  сдвиг  в мышлении. Но деревня может дать только то, что у  нее  есть.  В  селе  нет железных