стремительного продвижения Дюруа по социальной лестнице. Реальная, она же символическая, “лестница” появляется в самом начале романа, при первом визите Дюруа к его первым покровителям.
«– Где живет господин Форестье? – Четвертый этаж, налево. – В любезном тоне швейцара слышалось уважение к жильцу. Жорж Дюруа стал подниматься по лестнице […] Фрак [взятый на деньги и по совету Форестье напрокат] он надел в первый раз в жизни […]» (с. 215).
Ср. в “Мопасане”:
«На следующий день, облачившись в чужой пиджак, я отправился к Бендерским […] По лестнице пролегал красный ковер […] Бендерские жили в третьем этаже».
Возвращаясь в тот вечер от Форестье, где он успешно завязывает контакты практически со всеми остальными персонажами романа, Дюруа спускается по лестнице «вприпрыжку» (с. 228); ср. героя “Мопассана”, нарочно раскачивающегося на ходу из стороны в сторону после овладения Раисой.
В следующей главе Дюруа впервые приходит в принадлежащую его патрону и будущему тестю Вальтеру газету («ровно в три часа он поднялся по парадной лестнице в редакцию “Французской жизни” «; с. 238). Затем он наносит дневной визит г-же Вальтер и вечерний – обоим Вальтерам, в их доме, имеющем «вид роскошного аристократического особняка”, с лакеями, бронзовыми канделябрами, гобеленами, лестницей и т. п. (с. 288–289, 296–297), причем одним из гвоздей приема является осмотр картин, приобретенных патроном-нуворишем. В этот дом и предстоит проникнуть герою, сначала в качестве посетителя, а затем и более основательно.
Вальтер – разбогатевший еврей-банкир, женившийся на христианке, которая стыдится этого, возможно, выкрест.
» – О, госпожа Вальтер […] – другое дело. Между прочим, она очень страдала от того, что вышла замуж за еврея […] Она дама-патронесса всех благотворительных учреждений квартала Магдалины. Она даже венчалась в церкви. Не знаю только, крестился ли патрон для проформы, или же духовенство посмотрело на это сквозь пальцы» (с. 378).
Нажившись на различных махинациях, в частности, на марокканской кампании, Вальтер покупает себе роскошный княжеский особняк, а также модную в сезоне картину, «изображающую Христа, шествующего по водам» (с. 433), и устраивает по поводу нее прием, куда приглашает все высшее парижское общество. Основным нервом этого эпизода является внедрение разбогатевшего выскочки-еврея во враждебную, но вынужденную принять его среду истеблишмента.
«Это уже был не жид Вальтер, директор банка, который никому не внушал доверия, издатель подозрительной газеты, депутат, по слухам, замешанный в грязных делишках. Теперь это был господин Вальтер, богатый еврей [… С]тарик Вальтер отлично знал, что немного погодя они снова придут сюда, как приходили к его собратьям –