Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » А. К. Жолковский, о Бабеле » Глава 6. Дюруа, Дрей, Передонов и другие, страница17

Глава 6. Дюруа, Дрей, Передонов и другие, страница17

по расчету развивается далее, с прозрачными аллюзиями на “Пиковую даму” (с. 182), в фантазиях Передонова о страсти к нему Варвариной тетки – старой княгини, которой то ли «полтораста лет»  (с. 181), то ли «двести лет» (с. 193).

“Инцестуальная” трактовка “сестры” проецируется и на окружение Передонова – с одной стороны, на его глупого двойника Володина, с другой, – на образованную женщину Надежду Васильевну Адаменко (которую Передонов сватает Володину) и ее юного брата Мишу (ссылкой на которого она мотивирует свой отказ).

» – Я [Володин], может быть, и не хочу на чужих сестрицах жениться. У меня, может быть, на родине своя двоюродная племянница растет»  (с. 31).

«Миша бросился к ней [Надежде Васильевне], – они обнялись и долго смеялись […] Он опустился на колени у сестриных ног и положил голову на ее колени. Она ласкала и щекотала его […] Он взвигнул и бросился ее обнимать, восклицая: – Павлушина невеста!» (с. 117–118).

“Выдача сестры замуж”, здесь разыгранная в пародийном ключе, является одним из лейтмотивов романа[22].

Рутилов пытается женить Передонова на одной из своих трех сестер: «Ну вот, дважды два – четыре, что тебе следует жениться на моей сестре» (с. 41; см. тж. “смотрины” в гл. 4 романа); «Преполовенской же хотелось женить Передонова на своей сестре, дебелой поповне» (с. 31).

Брат Марты, надеющейся выйти за Передонова, вынужден унижаться перед ним. А Мурин, сватающийся за Марту, подарив ей сто рублей, предлагает считать их платой за опеку над сыном: «уж будьте моему Ванюшке заместо старшей сестрицы» (с. 141).

Дополнительная инцестуальная окраска придается и этому лейтмотиву:

«[ – А] знаете, что она [Варвара] про вашу сестрицу [т. е. поповну, предназначаемую Преполовенской Передонову] говорит? […] Что она с вашим мужем будто живет, ваша сестра»  (с. 33).

Контрапунктом к передоновской ветви сюжета проходят в романе любовные игры одной из сестер Рутилова – Людмилы – с похожим на девочку гимназистом Сашей Пыльниковым. В противоположность паре Передонов–Варвара Саша и Людмилочка молоды, их любовь остается полуплатонической и носит декадентски-эстетизированный характер[23]. Связь с передоновской линией задана фабульно.

Идея, что Саша – «переодетая барышня»  (гл. 11), подменившая своего брата (гл. 11, 27), подбрасывается Передонову Грушиной и Варварой. Передонов, который и раньше дразнил одного «миловидного маленького гимназиста» Мишу Машенькой (с. 61), подхватывает эту сплетню, допрашивает самого Сашу (гл. 12), обвиняет его в развратности: «[ – М]ожет быть [он] прожженный. Еще мы не знаем, за что его дразнят девочкой, – может быть […] за [… то, что] он других развращает» (с. 95).

Передонов доносит о Саше директору гимназии (гл. 13) и заявляет,