(1946).9 Инициационный цикл начинается с того, что фольклорный герой получает у дарителя волшебное средство.
«Обряд посвящения [… Я]га его выспрашивает, от нее он […] получает […] богатые дары […] Какова связь яги с представлением о смерти? [… В]о время обряда [посвящения инициируемый] умирал и затем воскресал уже новым человеком […] Для совершения этого обряда иногда выстраивались специальные дома […] Тут же производилось обрезание. Обряд всегда совершался […] в строгой тайне [… и] сопровождался телесными истязаниями […] Воскресший получал новое имя […] (40-44).
«Избушка на курьих ножках [… Герой] видит […] избушку на курьих ножках [… которая] как будто бы давно известна [ему — он…] знает, что сказать [чтобы она] поверну[лась] к лесу задом, к [нему] передом [… И]збушка […] охраняет вход в царство смерти […] Яга напоминает собой труп [… у нее] полая спина, размякшее мясо [… Она] представительница входа в тридесятое царство и […] существо, связанное с животным миром и с миром мертвых […] В герое она узнает живого […] по запаху [поскольку] она слепая [… Ж]ивые не видят мертвых […] мертвые не видят живых […] В обряде глаза залепляются юноше, в сказке — ведьме [… представляя] точное обращение обряда» (46-59).
«Хозяйка леса. Другая особенность облика яги — […] женская физиологочиность [… О]на рисуется женщиной с огромными грудями […] признаками материнства [… Но] она всегда старуха […] безмужняя. Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей […] Хозяин — животное […] Он передает эту власть в руки сестры [т. е., яги… Так как с]мерть мыслится, как превращение в животных […] то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых» (61-64).
«Задачи яги [… Г]ерой уже выдержал ряд испытаний […] не испугался пищи яги […] и этим навсегда приобщил себя к сонму потусторонних существ. За испытанием следуют расспросы, за расспросами награда […] Дело вовсе не в “добродетели” и “чистоте”, а в силе [… С]ами задачи иногда перенесены из […] задач царевны. Но [… некоторые] восходят к большой древности […] например, условие не уснуть [… П]ришелец не должен зевать и [….] спать, так как это выдает в нем живого» (65-67).
«Запродажа [… П]освященные представляли […] “мужск[ой] союз” [… К этому] очень близка […] отдача сына какому-нибудь таинственному […] колдуну, ремесленнику […]. Хитрая наука […] Обряд посвящения был […] ученьем в самом настоящем смысле […] Дело не в знаниях, а в умении, не в познании […] мира природы, а во влиянии на него [… Г]ерой отправляется в “иное царство” и приносит оттуда [магические] пляски» (71-90).
«Яга — теща […] Одно из