Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница14

Воспоминания о Бабеле, страница14

пытался ее схватить, но я щелкнул его бамбуковым удилищем по панцирю и он боком помчался в глубину.  Мне даже показалось, что он вскрикнул от испуга. Во всяком случае, он с ужасом оглядывался  на меня и вращал глазами.

        Краб исчез, но волна принесла  к скале сломанную ветку цветущего дрока. Я  опустил руку в  воду, чтобы взять эту ветку, и удивился:  ладонь моя была под водой, но солнце заметно  согрело ее, хотя между ладонью  и поверхностью моря был слой воды в несколько сантиметров.

        Мне трудно передать удивительное ощущение солнечного  жара, смягченного морской  водой,  прикосновения солнечной  радиации  к  моим  пальцам,  между которыми переливалась зеленоватая упругая вода.

        Это  было  ощущение, очевидно,  близкое  к  счастью.  Я  не ждал ничего лучшего. Вряд  ли окружающий мир мог мне дать что-либо еще более прекрасное, чем это легкое и дружеское его рукопожатие.

        Я  вытащил ветку дрока, лег плашмя на нагретый камень и положил ветку у самых своих глаз.

        На  Фонтанах дрок  цвел по  обрывистым берегам.  Но особенно богато  он разрастался около дачных  оград, сложенных из  ноздреватого  песчаника. Дрок дружил с этим  камнем. Он,  очевидно,  любил жару.  Горячие  струйки воздуха вылетали  из крошечных пор песчаника и создавали около оград уголки теплого, защищенного пространства.

        Там  дрок укреплялся и выбрасывал в вышину, как большой  дикобраз, свои темно-оливковые стрелы-стволы.

        Цветы дрока,  рождаясь, тотчас же вбирали в себя, как кусочки нежнейшей мелкопористой губки, золотой цвет солнца.

        Они хранили этот цвет, не ослабляя  его яркости до поздней осени. Тогда его  цветы  наконец  догорали  над  обрывами,    подобно  десяткам  крошечных приморских маяков с золотым, далеко видным огнем.

        Так  постепенно я накапливал наблюдения. Все это  были  факты  внешнего мира, но они быстро становились частицами моей собственной внутренней жизни.

        Действительно, они ни  на  секунду не  существовали вне моего сознания. Они  тут  же  обрастали  образами, густо  покрывались  каплями  выдумки, как растение покрывается  мельчайшей росой. За этой росой уже  не  видно  самого растения, но все же ясно угадывается его форма.

        Как-то мы разговорились об этом с Бабелем.

        Мы  сидели вечером на каменной  ограде  над обрывом. Цвел  дрок. Бабель рассеянно бросал  вниз камешки.  Они  неслись  огромными скачками к  морю  и щелкали, как пули, по встречным камням.

        — Вот вы  и другие писатели, — сказал Бабель, хотя тогда я еще не был писателем,    —    умеете  обволакивать  жизнь,    как  вы  выразились,  росой воображения.  Кстати,  какая  приторная  фраза!    Но  что  делать  человеку, лишенному воображения? Например, мне?

        Он замолчал. Снизу пришел сонный и медленный вздох моря.

        —  Бог знает, что вы  говорите! — возмущаясь,  сказал я.  Бабель  как будто не расслышал моих слов. Он бросал камешки и долго молчал.

        —  У меня нет воображения, —  упрямо повторил  он.  —  Я  говорю это совершенно серьезно. Я не умею  выдумывать.  Я должен знать все до последней прожилки, иначе  я ничего не смогу  написать. На  моем  щите  вырезан девиз: «Подлинность!» Поэтому я  так медленно и мало пишу. Мне  очень трудно. После каждого рассказа я старею на несколько лет. Какое там к черту моцартианство, веселье над рукописью и легкий бег воображения! Я где-то написал, что быстро старею от астмы, от  непонятного  недуга, заложенного в мое хилое тело еще в детстве. Все  это —  вранье! Когда я пишу самый  маленький рассказ,  то все равно работаю над ним, как землекоп,  как грабарь, которому в одиночку нужно срыть до основания Эверест.  Начиная работу, я всегда думаю, что  она мне не по силам. Бывает даже, что я