Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница27

Воспоминания о Бабеле, страница27

и «Гедали», то даже два этих рассказа свидетельствуют, что движение русской литературы к совершенству  столь  же  устойчиво,  как  и  во времена Толстого,  Чехова  и Горького.

        По  всем  признакам, даже  «по  сердцебиению», как  говорил  Багрицкий, Бабель был писателем  огромного  и щедрого таланта.  В начале  этой статьи я говорил  о  первом  впечатлении от  человека. По первому  впечатлению  никак нельзя  было  сказать,  что  Бабель  — писатель.  Он  был совершенно  лишен шаблонных  качеств писателя: не было ни  внешней красоты, ни  капли позы, ни глубокоумных  бесед.  Только глаза  —  острые,  прожигающие  вас  насквозь, смеющиеся, одновременно и застенчивые и насмешливые  — выдавали писателя. И беспокойная,  молчаливая  грусть, в какую он впадал  время от  времени, тоже изобличала в нем писателя.

        Тем, что Бабель стремительно и полноправно  вошел в нашу литературу, мы обязаны  Горькому.  В  ответ  Бабель  относился к  Горькому с  благоговейной любовью, как может относиться только сын к отцу.

        Трудно привыкнуть к  тому, что Бабеля нет, что какой-то кусочек  свинца разбил  ему  сердце и  навсегда  погасил  тот  удивительный  пир  жизненного богатства и поэзии, что жил в этом пристальном человеке.

        …Почти  каждый  из писателей получает  путевку  в  жизнь от  старшего товарища. Я считаю — и с некоторым основанием, — что такую путевку в числе прочих дал мне Исаак Эммануилович Бабель,  и потому  я сохраню до последнего своего  часа    любовь  к    нему,    восхищение  его    талантом    и  дружескую благодарность.

          Илья Эренбург

 

          БАБЕЛЬ БЫЛ ПОЭТОМ…

 

        Лето в  Москве стояло жаркое;  многие из моих  друзей жили на дачах или были  в  отъезде. Я слонялся по раскаленному  городу. Один из очень  душных, предгрозовых дней принес мне нечаянную радость: я познакомился с  человеком, который стал моим самым близким и верным  другом, с писателем, на которого я смотрел как подмастерье на мастера, — с Исааком Эммануиловичем Бабелем.

        Он пришел ко мне неожиданно, и  я  запомнил его первые  слова:  «Вот вы какой…»  А я его разглядывал с еще  большим любопытством —  вот  человек, который  написал «Конармию», «Одесские рассказы», «Историю моей  голубятни»! Несколько  раз  в  жизни  меня  представляли писателям,  к  книгам которых я относился с благоговением: Максиму  Горькому, Томасу  Манну,  Бунину, Андрею Белому,  Генриху  Манну,  Мачадо, Джойсу;  они были  много старше  меня,  их почитали все, и  я глядел на  них, как на далекие вершины гор.  Но  дважды я волновался, как заочно  влюбленный, встретивший наконец предмет своей любви, — так было с Бабелем, а десять лет спустя — с Хемингуэем.

        Бабель  сразу  повел  меня в пивную. Войдя  в  темную,  набитую  людьми комнату,  я обомлел. Здесь собирались  мелкие спекулянты,  воры-рецидивисты, извозчики,  подмосковные  огородники,  опустившиеся    представители    старой интеллигенции.  Кто-то  кричал,  что  изобрели  «эликсир вечной  жизни», это свинство,  потому что  он стоит баснословно дорого,  значит, всех  пересидят подлецы.  Сначала на  крикуна не обращали  внимания, потом сосед ударил  его бутылкой по  голове. В другом  углу началась драка из-за  девушки.  По  лицу кудрявого паренька текла  кровь. Девушка орала: «Можешь не стараться,  Гарри Пиль — вот кто мне нравится!..» Двух напившихся до бесчувствия выволокли за ноги. К нашему столику подсел старичок, чрезвычайно вежливый; он рассказывал Бабелю, как  его зять хотел вчера прирезать жену,  «а Верочка, знаете, и  не сморгнула,  только  говорит: «Поворачивай,  пожалуйста,  оглобли»,  — она у меня, знаете,  деликатная…» Я не выдержал:  «Пойдем?» Бабель удивился: «Но ведь здесь очень интересно…»