Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница30

Воспоминания о Бабеле, страница30

Апанасенки,  его любовь  к лошадям, как проводит лошадей, выбирает для Бахтурова», «Обязательно описать прихрамывающего Губанова,  грозу полка, отчаянного  рубаку», «Не  забыть  бы священника    в  Лошкове,  плохо  выбритый,    добрый,    образованный,  м.  б. корыстолюбивый, какое там корыстолюбие — курица, утка», «Описать  воздушную атаку, отдаленный и  как  будто медленный  стук пулемета»,  «Описать леса — Кривиха, разоренные чехи, сдобная баба…».

        Бабель был поэтом; ни  натурализм описываемых  им бытовых  деталей,  ни круглые очки на круглом лице не могут скрыть  его поэтическую настроенность. Он загорался от стихотворной  строки,  от  холста, от цвета неба, от зрелища человеческой  красоты.  Его  дневник  не относится к  тем дневникам, которые рассчитаны  на опубликование, —  Бабель откровенно беседовал с  собой.  Вот почему, говоря о поэтичности Бабеля, я начну с записей в дневнике.

        «Вырубленные  опушки, остатки  войны,  проволока, окопы. Величественные зеленые дубы, грабы, много сосны, верба — величественное и кроткое  дерево, дождь в лесу, размытые дороги, ясень».

        «Боратин — крепкое солнечное село. Хмель,  смеющаяся дочка, молчаливый богатый  крестьянин,  яичница  на  масле, молоко, белый  хлеб,  чревоугодие, солнце, чистота».

        «Великолепная итальянская живопись, розовые  патеры,  качающие младенца Христа, великолепный темный Христос, Рембрандт, Мадонна под Мурильо, а м. б. Мурильо,  святые упитанные иезуиты, бородатый еврейчик,  лавочка,  сломанная рака, фигура св. Валента».

        «Вспоминаю  разломанные  рамы,  тысячи  пчел,  жужжащих  и  бьющихся  у разрушенного улья».

        «Графский, старинный польский дом, наверное б. 100 лет, рога, старинная светлая  плафонная  живопись,    маленькие  комнаты  для    дворецких,  плиты, переходы, экскременты на полу, еврейские  мальчишки, рояль Стейнвей,  диваны вскрыты до  пружин,  припомнить  белые  легкие и  дубовые двери, французские письма 1820 г.».

        О своем отношении к искусству Бабель рассказал в новелле «Ди Грассо». В Одессу приезжает актер  из Сицилии. Он играет условно, может быть чрезмерно, но сила  искусства такова,  что  злые становятся  добрыми;  жена  барышника, выходя из театра, упрекает пристыженного мужа: «Босяк, теперь ты видишь, что такое любовь…»

        Я помню  появление  «Конармии».  Все  были  потрясены  силой  фантазии; говорили даже о фантастике. А между тем Бабель описал то, что видел. Об этом свидетельствует тетрадка, побывавшая в походе и пережившая автора.

        Вот рассказ «Начальник конзапаса»: «На огненном англо-арабе подскакал к крыльцу Дьяков, бывший цирковой атлет, а ныне  начальник конского запаса  — краснорожий,  седоусый,  в  черном плаще  и  с серебряными  лампасами  вдоль красных шаровар». Далее Дьяков говорит крестьянину, что за  коня  он получит пятнадцать  тысяч, а  если бы конь  был повеселее,  то двадцать: «Ежели конь упал и подымается, то это — конь; ежели он, обратно сказать, не подымается, тогда это не конь».

        А вот запись в  дневнике  13 июля 1920 года: «Начальник конского запаса Дьяков — феерическая картина,  кр[асные] штаны  с серебр[яными]  лампасами, пояс с  насечкой, ставрополец, фигура Аполлона,  корот[кие] седые усы, сорок пять лет…  был атлетом… о лошадях». 16 июля: «Приезжает Дьяков. Разговор короток:  за такую-то лошадь  можешь получить 15  т.,  за  такую-то — 20 т. Ежели поднимется, значит, это лошадь».

        Рассказ «Гедали»;  в  нем автор  встречает  старого  еврея-старьевщика, который печально  излагает свою  философию: «Но поляк стрелял, мой  ласковый пан,  потому, что  он —  контрреволюция.  Вы стреляете  потому,  что вы  — революция.  А революция  — это  же удовольствие. И удовольствие