Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница38

Воспоминания о Бабеле, страница38

Самотечной площади, вблизи  Троицких  переулков, — отсюда и название рассказа. И описывалась, кстати, та самая пивнушка, куда в году  тридцатом  пришел  загримированный Горький.  Приклеив себе  извозчичью бороду, наш великий писатель надеялся скрыть в ней свою популярность. Узнали его  и  в  таком  обличье,  так  что затея остаться  незаметным наблюдателем провалилась. Рассказ «У Троицы» Горький читал.

        Во время коллективизации Бабель попросил областных работников назначить его секретарем сельсовета  в подмосковном селе Молоденове. Он жил в избе над оврагом,  в  темной  комнате,  победному.  Но  у этого  странного  секретаря сельсовета лежали на столе беговые программы  за  многие месяцы, и в избушку над  оврагом  заезжали  военные  в  чине  комкоров.  Километрах  в  двух  от Молоденова — усадьба, принадлежавшая Морозову. В белом доме с колоннами жил Горький. Бабель ходил к нему  в гости, показывал  все написанное. Рассказ «У Троицы» из невеселых,  и чтобы  представить вам  его содержание, я посоветую перечесть  «Когда для смертного умолкнет шумный  день».  Стансы «Брожу  ли я вдоль улиц шумных» тоже написаны Пушкиным, и о них  скажут, что, несмотря на горестные  размышления о том, что «мы все сойдем под вечны  своды», в стихах этих есть и жизнерадостное или жизнеутверждающее. Но Пушкин написал и «Когда для смертного умолкнет шумный  день», оттого написал и то и  другое, что был многоветвист, как дерево жизни.

        В  тот  летний вечер,  когда Есенин  с  Бабелем, казалось бы,  спокойно подводили итоги прожитой  юности, совершенно невозможно было предвидеть, что Есенина  одолеет  видение Черного  человека, заноет  растравленной раной  та часть  его  души,  которая его самого ужасала.  Верилось, что покончено и  с оравой  оголтелых  собутыльников,  и  с  бесшабашностью,  грубостью  «Москвы кабацкой». А  потом узналось,  что  с поэмой о Черном  человеке он дошел  до последних своих дней… Он часто водил Бабеля в чайную  в Зарядье,  недалеко от Красной площади.  По  рассказам Бабеля, Есенин в Зарядье —  это веселый, любознательный  человек,    с    одинаковой  охотой  выслушивающий    любителей соловьиного    пения,  содержателей  бойцовых  петухов  или  покаянные    речи охмелевших  посетителей чайной. Мысль о самоубийстве  не  могла  зреть в его голове, да и в стихах он задумывался о смерти по-пушкински: «И чей-нибудь уж близок час». У  Есенина  это сказано так: «Я не  знаю: мой конец  близок ли, далек  ли».  Когда  Бабель услыхал  о  самоубийстве  Есенина,  на  лице  его сделалось  то выражение  растерянности,  какое  бывает  у очень  близорукого человека, неведомо где позабывшего свои очки. Таким оно было только в первые минуты,  и уже  не растерянность отражало  оно несколько  времени спустя,  а возмущенное недоумение  теми  несправедливостями  судьбы  и  несовершенством законов  жизни  на  земле,  которое он по-своему,  через  тысячелетия  после Экклезиаста,  ощутил у  Троицы на Самотечной.  Такими же были глаза  Бабеля, когда он узнал о самоубийстве Маяковского…

        В одной своей пьесе  английский драматург  Пристли  поставил третий акт впереди  второго.  Действие  еще  будет  развиваться, а мы уже  знаем финал. Знаем, что этот обнищал, а тот умер, но второй акт идет после третьего, и на сцене снова живые, обнадеженные люди.  И тревога за них, любовь к ним оттого сильнее…  Так вижу и я скамью под липой у Страстного монастыря и на скамье Есенина  с Бабелем.  Они счастливы —  сперва оттого, что нашли  прохладу, а потом оттого, что их коснулись лучи заходящего солнца. Бабель — в шерстяной толстовке хорошего покроя, Есенин — в светло-сером костюме и ночных туфлях. Оба  молоды и знамениты — круглоголовый,  золотистоволосый