Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница41

Воспоминания о Бабеле, страница41

пост директора ткацкой фабрики, — тоже годится, хорошо. Новым содержанием  привлекла его и Хавская  улица:  что за  дом-коммуна,  какие  люди заселяют его?  Пошли туда вместе.

        Ходили мы с ним и на Усачевку и в Тестовский поселок. С тех  пор каждая московская новостройка в числе моих старых знакомых, и  временами  мне охота их проведать. Как там мои знакомые углы  и пересечения, дома и скверы? Пошел я через много-много лет  и  на Хавскую. Погляжу, подумал я, на  дом-коммуну. Шел, увы, один… Вышел на  Хавскую, зашагал к Крымскому мосту, к Каменному, стараясь припомнить, таким ли путем возвращались мы с Бабелем…

        С набережной я  поднимаюсь  на Красную  площадь. Внизу,  у  поворота на Варварку, мы прощались обычно. Дом, в котором  квартировал Бабель у  старого инженера-нефтяника,  стоял рядом с бывшим Домом бояр  Романовых. Инженер же, чьи последние пять  лет  совпали с пятилеткой  (так  говорит  он  о  себе  в рассказе Бабеля),  трудился над новым вариантом пятилетки — довести в  1932 году добычу нефти до сорока миллионов тонн. Об этом тоже написано в рассказе Бабеля «Нефть». И Москва тех дней представлена в рассказе: она «вся разрыта, в окопах, завалена трубами, кирпичами, трамвайные линии перепутаны, ворочают хоботом привезенные из-за границы машины, трамбуют, грохочут, пахнет смолой, дым идет, как над пожарищем…».

 

          Валентина Ходасевич

 

          КАКИМ Я ЕГО ВИДЕЛА

 

        Я уверена, что он был украшением жизни для каждого, кто встретил его на своем пути.

        Трудно    и  страшно    представить  себе  те  чудовищные  и  беззаконные обстоятельства  и  людей,  которые  изъяли    его  из  жизни  в  разгаре  уже накопленной мудрости и таланта.

        Мои глаза, тренированные глаза художника, видели и  зорко рассматривали Бабеля во время наших встреч, и это  поможет мне,  через мелочи, наблюденные мною  в  его  внешности,  его  поведении,  в  его  манере  держаться, в  его интонациях, восстановить  в памяти и  вновь увидеть Бабеля, а  увидев, найти нужные слова, чтобы рассказать о моих немногих и как  бы ничем  особенным не примечательных  встречах    с    ним    —    с  живым,    неповторимым    Исааком Эммануиловичем Бабелем.

        Каждая  встреча  с  ним и с его новым литературным произведением всегда волновала и ум и сердце.

        Читая  написанное  Бабелем,  я  испытываю  то  же  наслаждение, которое получаю  как  художник,  когда  смотрю  на  дивные    произведения  могучего, непревзойденного,  очень ни на  кого не похожего  и ни от кого не зависящего гениального испанского художника Франсиско Гойи.

        Предельно    скупые,    но  точные  мазки    его    живописи    и  предельно выразительные штрихи его гравюр отражают только самое главное, что он  хочет открыть и поведать  людям. Отброшено  все малозначащее  и в  картинах,  и  в портретах,  и в  композициях.  Тема  и цель  ничем  не  засорены и действуют безотказно.

        Бабель, работая  словом,  добивается тех  же результатов.  Их  роднит и цель, и мысли, и манера. Я бы к ним присоединила еще и великого Рембрандта с его знаменитым умением пользоваться светотенью.

        И все это, как я думаю, от любви и доброжелательства к человечеству.

        Как я понимаю, это и есть настоящий — сверх и вглубь — реализм.

        За все это — благодарность ему храню и пронесу, как дар, до конца моих дней!

        Низкий поклон его имени, его таланту, ему — Человеку!

        * * *

        Все в нем было неповторимым при его, на первый взгляд, непримечательной внешности. В ней не было ничего  яркого, цветного. И волосы, и цвет  глаз, и кожа  —  все  было  приглушенных тонов. Никогда не видела в  его  одежде ни кусочка яркого цвета. Моду он игнорировал, — важно, чтобы было удобно.

        Если бы  не глаза