Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница109

Воспоминания о Бабеле, страница109

только  пробующих свои  силы,  свое сердце в литературе. Я думаю  о  тех  новых книгах, которые появятся  через несколько лет. Я думаю о будущем нашей советской литературы…

        Бабель  говорит  медленно  и тихо. Никаких ораторских  жестов,  никаких трибунных интонаций,  никакой  игры.  Он  цепко  ухватился  руками  за  край кафедры. Поблескивают очки.

        — У  вас есть драгоценные  качества: молодость, энергия,  у некоторых, кроме  любви к литературе, — талант. Вы живете в шахтерском краю и  знаете: трудно  добывать  уголь. Слово добывать также  нелегко. Раньше  писали: один философ  —  властитель  дум,  другой писатель  — властитель  душ.  Мне  не нравится  слово властитель.  Мне  по душе другое  слово —  единомышленники. Сейчас тревожное  время. О  берег  жизни бьет  зловонная волна  фашизма.  Мы должны  быть единомышленниками  в борьбе против  фашизма.  Горький,  Роллан, Барбюс, Арагон, Мальро призывают бороться против  войны, против фашизма.  Об этом страстно,  горячо, может  быть, несколько  противоречиво,  но одинаково согласные  в  главном,  говорили  писатели  в Париже.  Нельзя  дать  фашизму восторжествовать,  а  фашизму  уступают не  только территорию  Германии,  но уступают душу и мозг немцев. Нельзя допустить, чтобы фашизм убивал людей.

        Бабель говорит о том, как проходил Конгресс писателей в защиту культуры в  Париже.  Перед  ним  нет  блокнотов,  записей.  Кажется,  что  он  просто рассказывает  близкому человеку о  своих мыслях  и  чувствах. Бабель  желает успеха  молодым    литераторам    и  хочет    оставить  трибуну.    Юрий    Олеша останавливает его жестом:

        — Исаак Эммануилович! Тут накопились записки, множество вопросов. Надо ответить.

        Он передает  записки  Бабелю.  Тот  медленно  разворачивает их,  читает вслух:

        —  «Сколько  часов  в  день  вы  работаете?»  —  Процесс  писания  не прекращается  у писателя,  даже  когда он не сидит  за рабочим  столом. Но я пишу, когда чувствую, что не написать об этом  не  могу. Маяковский говорил, что он  себя  чувствует  заводом.  Есть  заводы большие, как  в  Донбассе, с домнами и мартеновскими печами, есть маленькие…

        — А какой вы завод? — спрашивают из зала.

        — Я — человек, — отвечает Бабель. Следующая записка:

        — «Скажите, как надо писать?»

        В зале смех. Какой  чудак задал такой вопрос? Впрочем,  он закономерен. Большинство участников съезда зеленая молодежь.

        — Я  не  могу  ответить  на  этот вопрос.  Я  и автор  записки  думаем по-разному. Он — как надо писать, а я думаю о том, как не надо писать…

        — «Есть  ли  у вас  записные книжки?» — Я  уважаю  писателей, которые обзаводятся записными книжками,  заносят темы,  мысли,  фразы… Это большое подспорье.  Но часто они лежат  в  ящиках  стола забытыми. Иногда увидишь на улице лицо  женщины,  и не  нужны  записные  книжки. Лицо —  рассказ и даже роман. И потом долго думаешь: где я видел эти глаза, эти губы, этот нос? Кто на меня так смотрел? Не глаза, а целый мир душевных драм…

        Вчера  из  окна гостиницы я видел, как  падал снег. Происходила обычная вещь. Декабрь, зима…  А я думал, что  это  тоже рассказ.  Скажем,  «Снег в Донбассе». Он  здесь  другой, чем в Москве или Париже, и земля здесь другая. Но как  об этом написать? Этого я еще  не знаю,  может  быть,  и  никогда не узнаю. И поэтому мне становится грустно…

        Бабель читает еще одну записку, застывает от удивления.

        — «Почему у  вас на носу очки, а  на душе осень?» Он смущенно разводит руками.

        —  На носу  очки  потому, что я плохо вижу, а  на  душе  у меня четыре времени года.  Конечно,  хотелось  бы, чтобы  всегда была  весна, как  пишут поэты, но в моем возрасте и с моей внешностью