Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница111

Воспоминания о Бабеле, страница111

редактор  «Литературной газеты», обязательно раскритикует меня за такую литературную консультацию…

        Алексей Селивановский — старый  друг донецких писателей — откликается из президиума:

        — Я тоже, Исаак Эммануилович, за то, чтобы думать…

        — Мучительно думать…

        — Мучительно думать, — соглашается Селивановский.

        Все  дни  Исаак  Эммануилович  работает  в  семинарах, читает  рукописи молодых авторов, ездит на шахты и заводы, беседует с партийными работниками. Ему хочется  познакомиться с  Пашей  Ангелиной, сталеваром  Макаром  Мазаем, прославленными шахтерами.

        Литературные работы участников семинаров служат поводом для  раздумий о мастерстве, о роли  художника в общественной жизни, о книгах, которые должны помогать людям жить.

        Сквозь очки мудро и лукаво поблескивают глаза. Писатель  смотрит на нас дружески,  отечески,  но  говорит  как равный с  равными, без поучительства. Голос спокойный, мягкий, но полон иронии,  а вся речь освещена то добрым, то язвительным  юмором -не оттого, что человек старается острить, а потому, что он честен и справедлив, хорошо видит достоинства и недостатки, умеет прощать слабости, но едко и горько говорит о глупости, напыщенности и высокомерии.

        —  Иногда бывает так: обманывают друга,  родителей,  любимую  девушку, жену,  — но  никогда нельзя обмануть чистый лист бумаги, — говорит Бабель. — Никогда! Как только вы возьметесь за перо и выведете первую строку,  лист бумаги заговорит о вас. Я испытываю робость перед чистым листом бумаги…

        В  те дни я  усердно записывал «бабелевскую  литконсультацию». Записные книжки пропали, а мысли Бабеля остались навсегда. Он рассказывает о Горьком, которого недавно  посетил в  Крыму — в  Тессели. Чувствуется,  что он очень любит Горького. Голос Бабеля, вообще тихий, становится еще тише, сердечней.

        — Есть писатели, которые сами по себе, а народ сам по себе. Горький — писатель, который сорадуется и сопечалится человеку, — замечает Бабель.

        И  еще  один  большой литературный  вечер.  Выступают  писатели Москвы, Киева, Ленинграда, Харькова.

          Далеко стоит завод «Светлана»,

 

          Русая девчонка далека… —

 

        звонко читает свои стихи Александр Решетов.

        Бабель  вглядывается в зал, аплодирует.  Потом он идет к  трибуне и под общий хохот задумчиво повторяет:

        — Да, русая девчонка далека… — и поглаживает полысевший лоб.

        Бабель читает один из своих рассказов.

        Утверждают,  что  память  — это  очень  хорошая  и нужная книжка. Жаль только, что чернила в ней с годами выцветают.

        Я  перелистываю пожелтевшие страницы газеты «Социалистический  Донбасс» от 5 декабря 1935 года.

        Репортерский отчет скупо запечатлел факты. Но в нем есть такие строки:

        «В президиум летят десятки записок. Литературная молодежь  жадно и живо интересуется всеми видами «оружия» в арсенале писателя…»

        «Больше всех «атакуются» Бабель и Олеша…»

        «…Особенно    восторженно    встретила  аудитория    Олешу    и    Бабеля, выступавших с чтением своих произведений».

        «Аудитория получает от тов. Бабеля острые, запоминающиеся ответы».

        Запоминающиеся ответы Бабеля. Автор газетного отчета оказался прав. Они запомнились, сохранились в записной книжке памяти.

        В конце сентября 1936 года мы, группа молодых журналистов, возвращались из  Ялты на  пароходе  «Пестель».  В  Севастопольском  порту  видим  Бабеля. Подошли, поздоровались,  напомнили  о  Донбассе, о  декабре  тридцать пятого года.

        — Я был в Тессели. Все осиротело без Алексея Максимовича…

        За год  Бабель  заметно состарился, чуть желтоватые  скулы,  за  очками грустные, настороженные глаза.

        — Как вы себя чувствуете, Исаак