Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница112

Воспоминания о Бабеле, страница112

Эммануилович? Как ваше здоровье?

        — Преотличнейшее… Такое солнце в сентябре, жаловаться грех…

        Бабель  расспрашивает о людях,  с которыми он встречался в Донбассе. Он называет многих по имени и отчеству, — видимо, встречи с ними ему дороги.

        — Я рассказывал Алексею Максимовичу о своей поездке в Донбасс. Горький очень интересовался всем, расспрашивал… Ведь  он там  бывал когда-то. — И голос  у Бабеля грустный. — Хорошо было  бы съездить  туда  летом…  Может быть, еще удастся…

        Здесь, в  Крыму, Бабель  работал с кинорежиссером Сергеем  Эйзенштейном над сценарием «Бежин луг». Эйзенштейн  снимает в Ялте  этот фильм. Отнюдь не по Тургеневу. Это современная лента.

        — Но у  Тургенева взято не только  название, есть дух тургеневский  — ночной простор, поэтичность…

        Трудно удержаться от журналистского вопроса:

        — Над чем вы работаете, Исаак Эммануилович?

        —  Я думаю над книгой о  Горьком…  То она мне видится  от обложки до последней строки, то  вдруг уходит  от меня… Как  написать  о нем? Сложно, сложно, но думаю…

        И еще одна встреча с Бабелем.

        Во время войны наши войска заняли небольшой украинский городок Малин на Киевщине.  Седая  библиотекарша    пришла  к  молодому  капитану,    командиру батальона,  и  сказала,  что  она  спрятала  часть  книг  в  подвале,  чтобы гитлеровцы  не  сожгли, не уничтожили, и попросила красноармейцев достать их из подвала.

        Бойцы  весело  и  легко  вытащили пять  или  шесть  ящиков  с  книгами, поставили    в  классной    комнате  и    тут    же  начали    их  перелистывать, просматривать, читать.

        Пушкин,  Лермонтов,  Крылов,  Шевченко,  Коцюбинский,  Чехов,  Горький, Тычина…

        И вдруг среди разных переплетов, обложек один из бойцов достал примятую книжечку с замусоленными страницами.

        —    Бабель.  «Конармия»,  —  прочел    он    вслух.  Подошли  товарищи, склонились.

        —  Это  что  ж  за  писатель  Бабель?  —  спросил совсем  молоденький красноармеец. — Впервые слышу…

        —  А кто его знает!  Сейчас посмотрим, — ответил тот, кто  нашел  эту книжечку.

        Он громко читал:

        — «Мы делали переход из  Хотина в Берестечко.  Бойцы дремали в высоких седлах. Песня журчала, как пересыхающий ручей…»

        — Хороший  писатель этот  Бабель, ей-богу, хороший, — повторил он и с разрешения библиотекарши сунул книжечку в красноармейский мешок.

        Измятая, зачитанная,  с оттисками  многих пальцев,  с подклейками,  эта книжечка  Бабеля  побывала  в боях, в  госпитале, в  запасном  полку и снова уехала на фронт.

 

          Владимир Канторович

 

          БАБЕЛЬ РАССКАЗЫВАЕТ О БЕТАЛЕ КАЛМЫКОВЕ

 

          ВЕЧЕР В «КАМИННОЙ»

 

        На воспоминания об Исааке  Эммануиловиче Бабеле я, в сущности,  не имею права. Наше знакомство можно назвать шапочным. Раза  два-три мы сидели с ним за общим столом, но почему-то застольные разговоры  не оставили ни малейшего следа в моей памяти.

        Зато мне  посчастливилось слышать, как Бабель в узком кругу литераторов читал «Марию». В другой раз весь вечер он рассказывал о Бетале Калмыкове.

        Этот последний «вечер  с чаепитием»  был  устроен редакцией  одного  из толстых журналов в «каминной» писательского дома на улице Воровского.

        Исаак  Эммануилович  рассказывал  весь    вечер.  Не    читал,  а  именно рассказывал. И хотя в руках он держал листки (или тетрадку), однако в текст, помнится, ни разу не заглядывал и ничего оттуда не читал.

        И  все-таки  мне  казалось,  что  я  слышал  не  изустные  рассказы,  а по-бабелевски отработанные новеллы, которые автор читал по памяти, наизусть. Мы знаем, Бабель находил слова незаменимые, единственные. Искал эти крупинки золота, как поэт, перебирая  тонны словесной