Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница142

Воспоминания о Бабеле, страница142

которое само добывает свое пище!».

        Из клуба работников печати  мы вышли гурьбой на улицы ночной  Одессы. С Греческой свернули  на  Дерибасовскую,  а  затем  на Пушкинскую.  Все  шумно переговаривались  и  состязались  в остротах,  а  Бабель  шел  молча, словно утомленный недавним чтением своих рассказов.

        После этого я долго не видел Бабеля и встретился с ним лишь в 1933 году в  Минске  — на  пленуме оргкомитета будущего  Союза писателей, посвященном вопросам поэзии.

        Были здесь не только поэты,  но и  все крупные писатели вообще, а среди них, конечно, и Бабель.

        В один из вечеров,  после очередного заседания, мы собрались в  большом ресторане.  За  столиком, у одной из  колонн, мы сидели вчетвером — Сосюра, Микитенко, Антон Дикий и я.

        Дикий  был  колоритнейшей  фигурой.  Черный,  как цыган,  с  небольшими усиками и  клинообразной бородкой,  с глазами подвижными и горящими,  словно раскаленные угли,  он  казался постоянно  готовым к  очередной  авантюре.  К писателям он имел, собственно говоря,  лишь косвенное отношение, хотя  издал небольшую  книжицу  посредственных  стихов.  Зато был он  весьма талантливым фантазером  и    безобидным  вруном  и  несметное  количество  необыкновенных историй, выдуманных тут же, рассказывал увлекательно и с большим количеством характерных деталей, придававших им черты истинного правдоподобия.

        За  столом  он  также  рассказывал  нам  удивительную  небылицу,  якобы случившуюся  с  ним  во  время  гражданской  войны.  Помнится,  речь  шла  о поросенке,  сыгравшем важную роль  в  боевой операции  партизанского отряда. История была,  как всегда,  увлекательная  и  комичная,  а колоритные детали поражали и захватывали.

        Вдруг я  почувствовал, что  сзади кто-то  стоит. Оглянувшись,  я увидел Бабеля и Пастернака. Огромные глаза Бориса Леонидовича пылали от восторга, а Бабель молча слушал, и лицо его, наоборот, казалось, не выражало восхищения. Микитенко  потеснился, указывая на стул между Диким и Сосюрой, а я поднялся, собираясь предложить свое место,  но Пастернак замахал руками,  призывая нас не мешать Дикому рассказывать, а ему слушать.

        Когда Дикий закончил и хохот улегся, Бабель тихо произнес:

        — И  попадаются же, черт возьми, счастливые люди на земле! Годами иной мучится,  выдумывая  всякие такие  штуки, а тут человек все это выкладывает, словно Ротшильд из кошелька!

        — Что  там! — осклабился  рассказчик. — У  меня таких историй  целый мешок.

        Так послушайте, Дикий, вы же уголовный преступник! Ведь  это же готовый рассказ! Ведь это же надо просто продиктовать стенографистке!

        Дикий самодовольно улыбался,  а  мы — трое  сидевших с ним за  столом, многозначительно переглядывались. Дело в  том,  что совсем недавно Микитенко уже заставил однажды этого  неистощимого выдумщика  записать  свое очередное вранье. Когда Дикий это сделал,  оказалось, что  рассказ не получился. Тогда его стал переписывать Микитенко,  а затем Первомайский.  Выяснилось, однако, что даже два талантливых писателя не в состоянии исправить  то, что испортил один неумелый.

        Но Исаак  Эммануилович  ничего этого, конечно, не знал. Он  представлял себе  написанное  исходя  из своих  возможностей и, конечно же, был введен в заблуждение эффектной болтовней Антона Дикого, когда  сказал, что его устный рассказ  достаточно лишь  застенографировать,  чтобы получилось литературное произведение.  Гораздо  ближе к  истине он был, когда проворчал, что «годами мучается иной, выдумывая всякие такие штуки»,  с горечью намекая на себя. Но Дикий  не  был этим  «иным»,  им был Бабель,  умевший  превращать  житейский анекдот в высокопробное литературное золото.

        Как  это  удавалось,  трудно