Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница190

Воспоминания о Бабеле, страница190

их до конца ему не удавалось.

        Однажды  Рыскинд нашел случай поздравить меня оригинальным  способом. Я получила  правительственную награду  как  раз  в  тот год,  когда награждали писателей. Ордена получили, кажется, все известные писатели,  кроме  Бабеля, Олеши и Пастернака. В  день,  когда я из газеты  узнала о своем награждении, вдруг открылась  дверь  в  мою комнату и  появилась сначала  рука  с  кругом колбасы, а потом Рыскинд.

        — Орденоносной жене  неорденоносного мужа, — произнес он и вручил мне колбасу.

        Мы тут же втроем организовали  чай с колбасой  необыкновенного вкуса — такую, помнилось  мне, я ела только  в  раннем детстве. Оказалось, что  брат Рыскинда, колбасник, собственноручно приготовил эту колбасу.

        Проделки Рыскинда были разнообразны.

        В один из его приездов зимой Бабель, смеясь, рассказал мне, что Рыскинд зашел в еврейский театр; актеры репетировали в шубах  и жаловались на холод; тогда он  позвонил в райжилотдел и  от имени  заведующего  Метеорологическим бюро  чиновным  голосом  сказал:  «На  Москву  надвигается  циклон  и  будет значительное    понижение    температуры.  Необходимо  как  следует  топить  в учреждениях и особенно в театрах». На следующий день печи в театре пылали…

        Приезжая  в Москву,  Рыскинд останавливался в гостинице  и очень смешно рассказывал, как его номером пользуются друзья.

        Жизнь Рыскинда была беспорядочной, и Бабелю очень хотелось приучить его к организованности и к ежедневному труду.

        — Подозреваю,  Вениамин Наумович, — сказал как-то Бабель,  — что  вы ведете  в  Москве  беспутный образ  жизни,  тогда  как  должны  работать.  Я поручился за вас  в  редакции, что ваш  рассказ будет  сдан к сроку. Поэтому сегодня я ночую у вас в номере и проверю, спите ли вы по ночам.

        — Исаак Эммануилович, — рассказал мне потом Рыскинд, — действительно пришел,  и  мы ровно в двенадцать  часов легли  спать.  Надо  сказать, что я страшно беспокоился, как  бы  кто-нибудь из  моих беспутных  друзей-гуляк не вздумал притащиться ко мне среди ночи или позвонить по телефону. Беспокоился и  не  спал.  И вдруг, во втором  часу  ночи,  — звонок. Бабель проснулся и произнес:  «Начинается».  А я, готовый  убить приятеля, который позорит меня перед Бабелем, подбежал к  телефону, снял  трубку и услышал,  как незнакомый мне  женский  голос  спрашивает…  Бабеля.  Я, торжествуя,  позвал:  «Исаак Эммануилович — вас!»  Он был смущен,  надел очки и  взял трубку.  Слышу  — говорит: «Где он — не знаю,  но что он в данный  момент не слушает  Девятую симфонию  Бетховена — за  это я могу поручиться».  Затем,  положив  трубку, сказал:  «Жена  разыскивает  своего мужа,  кинорежиссера, с  которым я  днем работал. Должно быть, Антонина Николаевна дала ей ваш телефон…»

        Этот бездомный, нищий, с вечной игрой воображения человек был интересен и близок Бабелю.

        Однажды Рыскинд рассказал мне  эпизод, свидетельствующий о  том, как он сам ценил такую же игру воображения у других.

        Когда ему наконец дали  в Киеве комнату в новом доме, он решил устроить новоселье, хотя мебели  у него не было никакой. Он  купил несколько  бутылок водки,  колбасы  и  буханку  хлеба, разложил все  это  на  газете, на  полу, посредине комнаты, и пригласил друзей.  —  Гости приходили,  — рассказывал Рыскинд,  — складывали шубы  и шапки  в угол комнаты и  усаживались  на пол вокруг  газеты.  Гостей  было  много,  и  сторож дома  решил,  что новоселье справляет не какой-то бедняк, недавно въехавший сюда с одним чемоданчиком, а получивший  квартиру в  этом же подъезде секретарь горкома.  И вдруг  входит актер Бучма. И  происходит  чудо. Он снимает роскошную шубу  и вешает  ее на вешалку  (шуба,