Но аналогичным образом представлена и “соавторша” бабелевского рассказчика Раиса Бендерская:
«[А]тласные эти руки текли к земле […] кружевце между отдавленными грудями отклонялось и трепетало […] Раиса вышла ко мне в бальном платье с голой спиной […] И она протянула мне руки, унизанные цепями платины […] – Я хочу работать, – пролепетала Раиса, протягивая голые руки […] Грудь ее свободно лежала в шелковом мешке платья; соски выпрямились, шелк накрыл их […] Она прижалась к стене, распластав обнаженные руки».
Приведенные примеры могут показаться случайными совпадениями, но за ними стоят более глубокие параллели. Сюжет “Милого друга” –
История быстрого восхождения г-на Дюруа, бедного плебея-провинциала, по социальной и финансовой лестнице благодаря его достоинствам как мужчины, литератора, дельца и политикана. Своими успехами он обязан главным образом женщинам; что касается мужчин – “отцовских фигур”, – то сначала он ищет у них покровительства, затем вступает с ними в соперничество и, наконец, побеждает их. Социальное продвижение исследуется на материале литературной карьеры, т. е. власти слова (ecriture), словесная проституция прямо соотносится с сексуальной, а классовое аутсайдерство принимает в частности и форму “еврейского вопроса”. Постоянным контрапунктом к жизненному успеху героя проходят темы религии и физической смерти.
Остановимся на нескольких аспектах романа, релевантных для сопоставлений с Бабелем.
Слово, секс и власть. Металитературный аспект сюжета задается в самом начале (и сразу же в комбинации с сексуальным), когда повествователь заключает описание внешности героя следующим образом: «все в нем напоминало соблазнителя из бульварного романа» (с. 204). Мопассан не столько берет своего героя из жизни, сколько помещает в жизнь готовый литературный штамп. Двумя главами дальше, отчаявшись написать свой первый опус для газеты, Дюруа предается своим ежевечерним мечтам:
«Ему представлялось необыкновенно удачное любовное похождение, благодаря которому разом сбудутся все его чаяния. Он встретится на улице с дочерью банкира или вельможи, покорит ее с первого взгляда и женится на ней» (с. 231).
Но примерно так, только в более циничном повороте, все и произойдет в “Милом друге”; а элемент «на улице» к этому времени уже реализован случайной встречей с Форестье. Для Мопассана характерны колебания между сознательным пародированием клише и их добросовестной эксплуатацией, но местами и он поднимается до изощренного анализа парадоксов писательства.
Постоянными обертонами литературного сотрудничества Дюруа с Мадленой (женой сначала его приятеля-покровителя Форестье, а после смерти последнего – его собственной) являются “поддельность” авторства и его сексуальная