Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » А. К. Жолковский, о Бабеле » Глава 7. Справка-родословная, страница6

Глава 7. Справка-родословная, страница6

Женщина имеет в промежности зубы […] Отныне царевна покорна и слушается мужа» (284-308).

Происходящее в «Справке» обнаруживает с этой выжимкой сказочно-обрядового сюжета многочисленные параллели. Кратко сформулируем их.

В лице Веры герой, подвергающийся половой и творческой инициации, сталкивается с гибридным персонажем, сочетающим черты яги и невесты, что хорошо согласуется с их семейным родством, а также с принципиальным единством (и частой контаминацией) инициационных и свадебных испытаний и соответствующих им ритуальных зданий (избушки на курьих ножках, большого и малого лесных домов и волшебного дворца).

От яги у Веры большая грудь и немолодое тело («опавшие плечи», «мятый живот», «расплывшиеся соски», ср. «полую спину» и «размякшее мясо» яги);10 андрогинное обладание фалллом и грудями («свободно вставшая» грудь); черты «хозяйки» и незамужний, нематеринский статус; слепота; сонливость; таинственность, пустота, изолированностью и смертоносность ее гостиничнного номера; выспрашивание героя; испытание героя едой (люля-кебаб в харчевне); обучение героя тайному знанию; финальное одарение героя.

От сказочной невесты у Веры — состязание в магии (ср. сначала неспособность героя “спрятаться” в книге, лежащей в гостиничном номере, а затем успешные прятки в той символической “сборной книге”, по канве которой он импровизирует свою историю); наложение тяжелой руки («Полная ее нога лежала на моей ноге»); плотницкий инструмент и многозначный лексический элемент “рубки” (ср. «зубы в промежности», царевны, ножницы, ножичек и другие орудия нанесения ею рубцов11 на тело героя); смешение и питье крови и совместная еда (в виде «чая […,] дымящегося, как только что пролитая кровь», и баранок); откладывание полной любовной гармонии до испытания свадебной ночи.

Бабелевский герой подобен фольклорному в ряде существенных отношений, многие из которых уже назывались. Добавим, что как посвящаемый он обнаруживает способность к превращению в женщину; символически умирает («Жалость к себе разрывала мне сердце, гибель казалась неотвратимой») и воскресает; причащается запретных тайн; меняет имя (становясь «сестричкой»); участвует, вместе с «братом» (плотником), в постройке избы-дома-дворца, живет в нем с «сестрицей» и ест с ней на коммунальных началах; подвергается обрезанию в виде снятия стружек с его фаллоса/бревна.

А в качестве жениха царевны бабелевский герой с успехом доказывает свою причастность к «иному царству» — миру преисподней/племени невесты (т. е., к миру проституции, где его “помощником” служит его вымышленная ипостась «мальчика у армян»); проходит испытание на мгновенное строительство дворца (благодаря еще одному помощнику — «собрату плотнику»); проявляет/обретает