[…] Кое-кто из лидеров социал-демократии, с одной стороны, и Ницше, с другой, стремились стать поэтами или музыкантами […] и потерпели неудачу. Тогда они в ярости и отрицании начали потрясать мировые устои» (1990: 292-293).
Эти соображения Пастернака, возможно, восходят к Мережковскому:
«Ведь исходная точка босячества — “существует только человек”, нет Бога, Бог — ничто; а следовательно, “человек — Бог”, значит: человек — ничто. Мнимое обожествление приводит к действительному уничтожению человека» («Чехов и Горький», 1906; 13: 82).
На “абстрактность” гордого человека, прокламируемого «полуграмотным мифотворцем» Сатиным, указывает Хээр (58).
45. Бабаян: 116, 125-138, Боррэс: 47-48, 92, 113, 140, 165-173, Бэррэтт: 5-9, 15, 68, 120-129, Уайль: 35, Хээр 39, 59, 122, 134, 140; Шерр: 24, 33, 36, 59-60, 77, 80-84, 92-94, 110.
46. Боррэс: 24, Бэррэтт: 43, 125-131 (в частности, об испытании Тани и солдата в «Двадцать шесть и одна» как “божеств” — “невинности” и “вирильности” соответственно), Фейлен: 169-170, 182-183 (в частности, о связи с Ницше и Бабелем), Шерр: 45-49, 73.
47. Бэррэтт: 26, 104, Уайль: 11, Шерр: 48-49.
48. Впрочем, в Италии, усилиями М. Ф. Андревой, Горький представал в несколько ином образе — “человека из народа”, завоевашего “дукессу” и тоже ставшего “дукой” (Ходасевич 1982: 259).
49. Бабаян: 15, 20-25 (в частности, о принятии горьковского самообраза на веру его исследователями); Боррэс: 22, 189, Бэррэтт: 45-46, 58, 137, Уайль: 8, Хээр: 1, 51, 127, 132, 151, Шерр: 1-5, 77-80.
50. Алеша читает «Маленького оборвыша» Гринвуда в гл. 9 «В людях» (а в гл. 5 — «Историю Тома Джонса, найденыша [!]»); Диккенс упоминается среди великих западных писателей в статье «О том, как я учился писать» (24: 479).
51. Фрейдин 1990: 1895, 1901-1903, Н. Бабель 1964: xiv-xviii, Зихер 1987: 215-216.
52. «Детство» и «В людях» напоминают книгу Руссо общим планом и многими мотивами. Среди них: раннее сиротство, жизнь в людях (у чертежника/гравера), долго сохраняемая девственность, эдиповские мотивы, чтение и книжная ментальность, и даже такая деталь, как заслонение подвергаемого порке ребенка телом другого (см. выше). Кстати, жанр большого повествования от 1-го лица был сначала опробован Горьким в романе, озаглавленном «Исповедь» (1908; Шерр: 48); о влиянии «Исповеди» Руссо на Достоевского в связи со «Справкой», см. гл. 5.
53. Джонсон: 11-13; ср. выше о самообразе Горького.
54. О проблеме Бабель и Ницше см. Фрейдин 1993.
55. Хотя особая связь Бабеля с Горьким стала в критике — с бабелевской подачи — общим местом, конкретные литературоведческие сопоставления немногочисленны. Карден (60-61) констатирует сходство с Горьким раннего Бабеля; Фейлен