Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница1

Воспоминания о Бабеле, страница1

          Лев Славин

 

          ФЕРМЕНТ ДОЛГОВЕЧНОСТИ

 

        Трудно сказать, когда я впервые увидел Бабеля.  У меня такое  ощущение, что я знал его всегда, как знаешь небо или мать.

        По-видимому, все-таки первое знакомство произошло где-то в самом начале двадцатых годов. Именно тогда на оборотной стороне больших листов табачных и чайных  бандеролей,  оставшихся в  огромном  количестве  от  дореволюционных времен,  печатались  ранние  одесские  издания.  Там-то, на этой  прозрачной желтой  бумаге, стали  появляться рассказы Бабеля,  пронзившие нас,  молодых литераторов, своим совершенством.

        Обаяние  писательской  силы  Бабеля  было  для  нас непреодолимо.  Сюда присоединялось  личное    его    обаяние,    которому    тоже    невозможно  было противиться, хотя в наружности Бабеля не было ничего внешне эффектного.

        Он  был  невысок, раздался более в ширину. Это была фигура приземистая, приземленная, прозаическая, не  вязавшаяся с представлением  о  кавалеристе, поэте,  путешественнике.  У  него  была  большая  лобастая  голова,  немного втянутая в плечи, голова кабинетного ученого.

        Мы приходили в  его небольшую комнатку на Ришельевской  улице,  набитую книгами и дедовской мебелью. Он читал нам «Одесские рассказы» и открывал нам всю сказочную романтичность города, в котором мы родились и  выросли,  почти не заметив его.

        Стоит сказать несколько слов о манере чтения Бабеля; она была  довольно точным отпечатком  его натуры. У  него  был  замечательный  и редкостный дар личного единения с каждым слушателем в отдельности. Это  было даже в больших залах,  наполненных сотнями людей.  Каждый чувствовал, что Бабель обращается именно  к нему. Таким образом,  и  в многолюдных аудиториях  он сохранял тон интимной, камерной беседы.

        Чтение  его отличала  высокая  простота,  свободная от того наигранного воодушевления, которое неприятно  окрашивает иные литературные  выступления. Поразителен был контраст между  спокойной, мягкой, южной интонацией Бабеля и тем огненным темпераментом, который  пылал в его рассказах и о котором Ромен Роллан писал Горькому:

        «Существуют ли между Вами и Бабелем какие-нибудь отношения? Я читал его произведения, полные дикой энергии».

        Во  время чтения с лица  Бабеля не сходила улыбка, добро-насмешливая  и чуть грустная.

        Оговариваюсь  тут  же,  что Бабеля  никак  нельзя было назвать грустным человеком.  Наоборот: он был жизнерадостен! В  нем жили  жадность к  жизни и острый  интерес  к  познанию тех механизмов,  которые движут душевной жизнью человека,  душевной  и социальной. Когда  человек  его  заинтересовывал,  он старался постигнуть, в чем его суть и пафос.

        Бабеля,  по  собственному его признанию,  интересовало  не только  и не столько — что, сколько — как и почему.

        С годами Бабель, как и Олеша, стал писать проще. И  из жизни  его стала исчезать та  несколько театральная таинственность, которой он любил облекать некоторые  стороны своего  существования.  Он  избавлялся  от стилистических преувеличений. Это, между прочим, отразилось на его отношении к Мопассану. В ранние одесские годы он говорил:

        — Когда-то  мне  нравился Мопассан. Сейчас  я разлюбил  его.  Но,  как известно,  и  этот период прошел. Избавляясь  от  стилистических  излишеств, Бабель снова полюбил Мопассана.

        Бабель как писатель созрел в Одессе. И  Одесса признала  его  сразу. Но далеко  не  сразу удалось  его  рассказам  перекочевать  с  листов  табачных бандеролей на страницы литературных  журналов. Для всей страны Бабеля открыл Маяковский, когда в  1924 году  напечатал в журнале «Леф» «Соль»,  «Король», «Письмо» и другие рассказы, — по определению одного  критика,  «сжатые, как алгебраическая формула,