Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница16

Воспоминания о Бабеле, страница16

образом.  В  этом мое  счастье или  мой крест.  Кажется,  все-таки крест. Но отберите его у меня  — и вместе с ним изо всех моих жил, из моего сердца схлынет вся кровь, и я  буду стоить не больше, чем изжеванный окурок. Эта  работа  делает  меня  человеком, а  не одесским уличным  философом.  Он помолчал и сказал с новым приступом горечи:

        —  У меня нет воображения. У меня только жажда обладать им. Помните, у Блока: «Я  вижу берег очарованный и  очарованную даль». Блок  дошел до этого берега, а мне до него не дойти. Я вижу этот берег  невыносимо далеко. У меня слишком трезвый ум.  Но спасибо хоть за то, что судьба вложила мне в  сердце жажду  этой  очарованной  дали. Я работаю  из последних  сил, делаю все, что могу, потому что хочу присутствовать на празднике богов  и боюсь, чтобы меня не выгнали оттуда.

        Слеза блестела за выпуклыми стеклами  его очков. Он  снял очки  и вытер глаза рукавом заштопанного серенького пиджака.

        —  Я  не    выбирал  себе  национальности,  —  неожиданно    сказал  он прерывающимся голосом. — Я еврей,  жид. Временами мне кажется,  что  я могу понять  все. Но одного я никогда  не пойму — причину  той черной  подлости, которую так скучно зовут антисемитизмом.

        Он  замолчал.  Я  тоже  молчал и ждал,  пока  он  успокоится  и  у него перестанут дрожать руки.

        — Еще в детстве  во время еврейского погрома я уцелел, но моему голубю оторвали голову.  Зачем?.. Лишь  бы не вошла Евгения Борисовна, — сказал он вполголоса.  —  Закройте  тихонечко  дверь  на  крючок.  Она  боится  таких разговоров и может плакать потом до утра.  Ей кажется, что я очень  одинокий человек. А может быть, это и действительно так?

        Что я мог ответить ему? Я молчал.

        Так вот, — сказал Бабель, близоруко наклонившись над  рукописью.  — Я работаю как мул.  Но я не жалуюсь. Я сам выбрал себе это  каторжное дело.  Я как галерник, прикованный  на всю жизнь к веслу и полюбивший это  весло.  Со всеми  его  мелочами, даже  с каждым  тонким, как  нитка,  слоем  древесины, отполированной его собственными ладонями.  От многолетнего соприкосновения с человеческой  кожей  самое грубое  дерево  приобретает  благородный  Цвет  и делается похожим на слоновую  кость.  Вот  так  же и  наши  слова,  так же и русский язык. К  нему  нужно  приложить  теплую ладонь, и он  превращается в живую драгоценность.

        Но  давайте  говорить  по  порядку. Когда  я  в  первый  раз  записываю какой-нибудь  рассказ,  то рукопись  у меня выглядит  отвратительно,  просто ужасно! Это — собрание нескольких более или менее удачных кусков, связанных между  собой  скучнейшими  служебными связями,  так  называемыми  «мостами», своего рода грязными веревками. Можете прочесть первый вариант «Любки Казак» и  убедитесь  в  том,  что  это  беспомощное  и  беззубое вяканье,  неумелое нагромождение слов.

        Но  тут-то  и  начинается  работа. Здесь ее  исток. Я проверяю фразу за фразой,  и не единожды,  а по  нескольку раз. Прежде всего  я  выбрасываю из фразы все лишние слова. Нужен острый глаз, потому что язык ловко прячет свой мусор,  повторения,  синонимы,  просто  бессмыслицы  и все  время  как будто старается нас перехитрить.

        Когда  эта работа окончена,  я  переписываю  рукопись  на  машинке (так виднее текст). Потом я даю ей два-три дня полежать  — если у меня хватит на это  терпения —  и  снова  проверяю  фразу  за фразой, слово  за  словом. И обязательно  нахожу  еще какое-то  количество  пропущенной лебеды и крапивы. Так, каждый  раз  наново переписывая текст, я  работаю  до тех пор, пока при самой зверской  придирчивости  не могу  уже  увидеть  в  рукописи  ни  одной крупинки грязи.

        Но это  еще не все. Погодите! Когда мусор выброшен,