Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница46

Воспоминания о Бабеле, страница46

ее гренадином», — сказал мне  Бабель, почти  насильно усаживая  за столик  в  кафе гостиницы  «Красная»  в  Одессе и  ставя  передо  мной бокал гренадина.  Затем, исчезнув  на секунду,  он вернулся и галантно вручил  мне соломинку, упакованную в папиросную бумагу. Он сказал: «Вообще это невкусно, но через соломинку все же легче…»

        Мы  неожиданно встретились в вестибюле гостиницы. В  тот день  я должна была уезжать в Москву, мои вещи с утра  вынесли из занимаемой мной комнаты в вестибюль, хотя поезд уходил вечером,  чтобы сразу же  вселить кого-либо  из давно ждущих комнату.

        Оставалось уже не много времени до  отхода  поезда, и я ждала человека, обещавшего достать мне билет в Москву и транспорт от гостиницы до вокзала.

        В Одессу я  попала  впервые, провела там дня четыре, полных необычайных приключений  и  неожиданностей, включая  и встречу  с  Бабелем,  которая,  к большому сожалению, произошла только за несколько часов до моего отъезда. Но и то хорошо! Я и так была  очарована Одессой, а  тут еще и  Бабель! И как ни было коротко  наше  свидание, оно очень  много мне раскрыло  и  в Бабеле и в Одессе. Одним словом, мне повезло!

        Бабель в Одессе чем-то  отличался  от московского Бабеля. У него была и другая манера держаться, и не насмешливые, а просто очень веселые  глаза,  и какие-то      быстрые,    танцующие    движения.    Его    «величие»    все    равно наличествовало,  даже усугубилось, — просто сбежавший с  Олимпа небожитель, которому захотелось поерундить среди людей.

        Бабель сказал мне, когда я его спросила, что за таинственные, странные, а пожалуй, малопочтенные люди окружали его за столиком, когда я вошла в кафе гостиницы: «Я  покупаю дачу  и  все  капризничаю,  а  эти люди  ищут  дачу и волнуются,  а я  в это время их изучаю. Я  уже осмотрел  кучу домов, которые вскоре  сползут в море,  и  другие, которые  временно  не сползают…  Пейте гренадин! Иначе вы меня скомпрометируете в глазах одесситов».

        МОСКВА, ЗИМА 1936 — ВЕСНА 1937 ГОДОВ.

        СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

        В апреле  1937  года вышел  No 4  журнала «СССР  на стройке»,  когда-то организованного  А.  М. Горьким. Большинство  номеров  этого  журнала бывало посвящено какой-нибудь одной  теме. Этот номер был посвящен Горькому — всей его жизни, вплоть до смерти, — и задуман был вскоре после того, как Алексея Максимовича не стало 18  июня 1936 года. Но понадобилось несколько  месяцев, чтоб создать этот номер.

        Для  разработки  темы и  написания  текста редакция  обычно  приглашала кого-нибудь  из значительных писателей. В данном случае приглашен был  Исаак Эммануилович Бабель  —  человек острой  выдумки, хорошо знавший  и любивший Алексея  Максимовича. Художником  выбрана была  я.  Конечно,  я  была  очень обрадована этим, но боялась, что  впервые буду работать  в  журнале, имевшем особую специфику, и впервые с Бабелем. Да еще и номер такой ответственный.

        Впоследствии, постигнув  специфику работы художника в  этом журнале,  я так пристрастилась  к этой работе,  что оформила несколько номеров на разные интересные  темы,  и  работа  моя  прекратилась только в связи  с  закрытием журнала.

        Принцип журнала  был  таков: максимум фотоматериалов  и минимум текста. Тем труднее  было писателям.  Писатель  должен был сочинить на заданную тему подобие  фотосценария. Композицию и формат кадров на страницах  разрабатывал художник к еще не существовавшим фото и заказывал их фотографам.

        Бабель  решил,  что лучше всего  будет,  если  в этом номере в основном будет  говорить о себе  сам  Горький, а Бабель  будет режиссером — составит драматургический план и подыщет цитаты из высказываний Алексея Максимовича в разные периоды его жизни.

        Это