Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница51

Воспоминания о Бабеле, страница51

        Ф. Левин

 

          ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

 

        Говорят, что первое впечатление самое верное. Так бывает не всегда.  Но бывает. По крайней мере, у меня.

        Есть в  Москве широкий и короткий  Копьевский переулок.  На одном конце его здание,  в котором ныне Театр оперетты. Другим концом переулок выходит к Большому театру.  Здесь  в угловом доме  на первом этаже в  начале тридцатых годов занимало две или три  комнаты издательство «Федерация». Проходя теперь мимо, я вижу мутные окна, заколоченную дверь и вспоминаю, с какой робостью и с  каким уважением входил  я некогда сюда. Здесь  перебывали многие и многие ныне живущие и уже умершие знаменитые писатели. Сюда я приходил в 1932 году: мне поручали рецензировать рукописи.

        Однажды летом я сидел здесь  у окна, перелистывая какую-то рукопись. За столом  просматривал    деловые  бумаги  прелестный  и  обаятельный  человек, журналист и писатель Александр Никанорович  Зуев.  Мы молчали. Было тихо. Но вот  хлопнула дверь,  вошел  неизвестный  мне  человек.  Зуев  поднялся  ему навстречу  со своей неизменной приветливой улыбкой,  пожалуй более  обычного радушной.  Я  мельком  взглянул  на  незнакомца,  крепко  пожимавшего    руку Александра Никаноровича. Коренастая, широкая и плотная фигура,  крупный нос, толстые, негритянские губы в веселой и  лукавой  улыбке,  сверкающие  стекла очков, за  которыми лучились умные, быстрые глаза,  —  вот все, что я успел заметить.

        Зуев,  как    всегда,  говорил  неторопливо,    тихим,  мягким,    немного глуховатым голосом, гость  улыбался, посмеивался,  похохатывал.  Последовали взаимные вопросы о здоровье.

        — Что давно вас не видно? Где проводите лето? — спросил Зуев.

        — В Молоденове, — отвечал гость.

        — Что там делаете?

        — Работаю.

        — А живете где?

        — У старушки одной. Древняя уже  старушенция. С  ней у  меня  забавный случай произошел.

        И  гость  стал  рассказывать,  улыбаясь, посмеиваясь,  хитро  и  лукаво взглядывая то на Зуева, то на меня:

        — Собрался  я  как-то в Москву.  Старуха говорит: «Исак, купи  мне  на саван».

        «На саван?»

        «На саван, батюшка. Было у меня тут приготовлено, да невестка на рубахи пустила. Помру, дак и завернуть не во что».

        «Да что  ты, бабушка!  — говорю. — Ты здорова, помирать не  торопись. Зачем тебе саван?»

        «Человек своего часу не знает, саван надобно загодя припасти».

        «Чего ж тебе купить?» — спрашиваю.

        «Да ты что, Исак, не знаешь, из чего саван шьют?  Белого материалу купи али сурового».

        Я пообещал и поехал.

        Закончил свои  дела, пошел  по магазинам,  посмотрел. Все что-то не то. Бязь какая-то. В  общем, купил несколько метров  шелкового полотна. Приехал, отдаю,  смотрю,  что  будет.  Старуха    древняя,  подслеповатая.  Долго  она разглядывала, щупала, качала головой.

        «Сколько же оно стоит? Дорогое, поди?»

        Я смеюсь:

        «Сколько бы ни стоило, денег с тебя не возьму».

        «Как не возьмешь?»

        «Так, не возьму. Это ж на такое дело, что брать нельзя».

        Она долго жевала губами, опять щупала и мяла ткань, потом спросила:

        «Это что ж за материя такая?»

        «Полотно», — отвечаю.

        «Не видала допрежь такого. Хорошее полотно. В жисть такого не нашивала, хоть после смерти в ем полежу».

        И спрятала полотно в сундук.

        …Гость  посмеивался, но  чувствовалось,  что  смехом он скрывал  свою растроганность.

        — …Да-а… вот, значит, какая бабуся!

        —  Может быть, вы что-нибудь  новое  написали? — спросил  Зуев, меняя разговор. — Давайте нам.

        — Нет, ничего не написал.

        — А все-таки! Может, есть хоть  один новый  рассказ? Возьмем несколько прежних, прибавим новый и издадим книжку. А? — с надеждой говорил