Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница62

Воспоминания о Бабеле, страница62

мир, полный солнца, мужества и  поэзии,  и благородство, которое пробуждает своим искусством  в  душах  провинциальных  негоциантов  и  театральных барышников итальянский трагик ди  Грассо,  и,  разумеется,  непобедимое,  непоколебимое убеждение создателя  всей этой пестрой, многоликой и разноголосой толпы, что все идет  к лучшему  в  этом лучшем  из  миров, какими бы  тяжелыми  ни были испытания, выпадающие на долю его обитателей.

        Убеждение    это  следует    ценить  особенно  высоко:  ведь  Бабель    на собственном опыте  убедился,  как  нелегко завоевывать власть  над  сердцами читателей и каким нескончаемо длинным и каменистым бывает писательский путь, если писатель единственным своим героем  делает правду. Он прошел этот путь, ни  разу  с  него  не  свернув,  он  научился    писать  о  торжестве  добра, благородства  и мужества, не скрывая  от  читателя,  что на свете существуют зло,  измена  и трусость. Повидав на своем веку немало смертей,  он писал  в своих книгах  не о  них, а  о жизни. Ведь его вера в лучшее будущее не  была мечтой  о  собственном  счастье, да  и самое счастье он, истинный сын своего времени, всегда представлял себе добытым в бою и пахнущим порохом.

 

          Сергей Бондарин

 

          ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ

 

        В доме  номер 19 по Ришельевской улице, на углу Жуковского (а в прежние времена Почтовой), на  третьем этаже,  с улицы, жил  мой  приятель гимназист Доля, сын популярного зубного врача,  а  над  ними, этажом  выше, жила семья Бабель.

        Они жили дружно.

        Для  одной  стороны    было  лестно  и  выгодно    дружелюбное  соседство первоклассного  дантиста, другая сторона ценила верхних жильцов именно за их высокую  нравственную  репутацию, за то,  что глава  семьи,  старый Эммануил Бабель, достойно  нес свои обязанности коммерческого агента заморской  фирмы сепараторов до самых последних дней.

        В наших с Долей глазах сепараторы — это было что-то вроде велосипедов, тоже поставляемых в Одессу… заграничными фирмами, они имели неплохой спрос среди хуторян плодоносной Одесской губернии.

        Но главное заключалось не в этом.

        Не это составляло привлекательность близкого соседства.

        Долина семья была семьей литературной, то есть здесь  выписывали модные журналы с приложением,  ходили в литературно-художественный кружок. Кажется, среди пациентов Долиного папы были  Бунин  и Алексей  Толстой, в приемной за журналами я не раз видел Утесова и Клару Юнг.

        Разумеется, Доля писал стихи и  рассказы и, вопреки обычному, не  делал из  этого  секрета,  —  наоборот,  за  семейным  столом  частенько  слушали произведения Доли и одобряли их. Вероятно, догадывались,  что и моя дружба с Долей — я, правда, был мальчик незаметный, демократический — тоже основана на общности  литературных интересов. Иногда  вежливо намекали, что не  прочь были бы послушать и мои произведения, но я отмалчивался.

        А между тем, конечно, я тоже писал.  Помню и теперь тетрадки, в которые тщательно  записывались  эти сочинения. Как  правило,  сочинения  отличались величавостью. Во вкусах мы резко расходились с Долей, у которого сказывалась наблюдательность,  интерес к житейскому и даже смешному:  он мог карикатурно описать  пациентов  отца,  дожидающихся  приема,  или  ухватки    размашистой горничной Веры, или  гимназического преподавателя, или какую-нибудь уличную, а  то дворовую сценку.  Нет, меня  влекли образы  вечные.  Мои  произведения назывались: «О том, как  это было,  или  Изгнание из  рая»,  «Огненные языки Апокалипсиса» — и все в таком роде. Я подробно описывал, чего следует ждать грешным  людям, и,  признаюсь, кроме других причин,  это тоже была  причина, мешавшая  мне спать по ночам.  Соблазны  дня и вечерних