Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница82

Воспоминания о Бабеле, страница82

пьеса эта не  имеет никакого отношения; как  ни верти, она чудовищно дисгармонирует с тем,  что  теперь в театре делают,  и в последней сцене дураки могут усмотреть «апофеоз мещанства». <…>

        <…> поживем, увидим.  Вообще же  к пьесе этой нельзя относиться серьезно.  К сожалению,  я  мало  смыслю  в  драматургии, и вышел,  кажется, легковесный пустячок. Очень жаль, что мне не с кем посоветоваться…».

        Из Хреновой в Детское Село. 29.IX.26 г.

        «…Первого я отсюда не поеду, есть еще работы на несколько дней. Здесь очень холодно, дурная погода. Теплых вещей нету,  одеяла нету — но очень уж тихо, пострадаю еще несколько дней…».

        Из Хреновой в Детское Село. 1.Х.26 г.

        «…Пишу  все  еще из  Хреновой. Никак не удается исполнить расписание. Хотел  написать  здесь  (очень уж тихо) несколько  рассказов, подготовил  их вчерне,  но времени не хватит.  Я занят незначительной переделкой последнего акта пьесы, окончу и уеду. Не позже 10/Х буду в Москве.

        Только  что получил телеграмму  от одесской  фабрики  Вуфку  о том, что постановка  «Блуждающих  звезд» закончена и  режиссер  10/Х  везет  фильм  в Харьков,  в Правление.  Не  знаю — обязывает  ли  меня к  чему-нибудь такая телеграмма, все же  перед выходом в свет мне  надо  картину  видеть, пишу об этом в Харьков…»

        Из Москвы в Детское Село. 11.Х.26 г.

        «…Приехал  в  Москву  только  вчера.  Ехать  пришлось сутки четвертым классом — скорый отменен. Тяжелое путешествие. Дела начну завтра. Если  они затянутся — чего я  не предполагаю, — то  я улучу  не  в  счет  абонемента один-два дня для того, чтобы вырваться к вам. <…>»

        Из Москвы в Детское Село. 13.X.26 г.

        «…Вчера читал пьесу Маркову. По его мнению, она представляет интерес, но необыкновенно трудна для постановки  и, уж  конечно,  никак не актуальна. Хлопот мне предстоит много…»

        Из Москвы в Детское Село. 18.Х.26 г.

        «…Пьеса моя произвела на  слушателей  (Марков, Воронский и  несколько актеров Художественного театра) благоприятное впечатление, но мы условились, что  я сделаю кое-какие дополнения.  Я  чувствую,  что третья  сцена у  меня недоработана,  и не хочу  сдавать пьесу  в  таком  виде. Вообще говоря, если принять во  внимание  быстроту, с  какой  я  написал ее, —  то ее  нынешнее состояние  надо  признать удовлетворительным.  Искания  мои  «художественной законченности»  плохи    только  в    том    отношении,    что  получение  денег откладывается до того времени, когда я сочту, что пьеса выправлена, а счесть это я могу черт меня знает когда. <…>»

        Из Киева в Москву. 5.I.27 г.

        «…»Блуждающие звезды»  еще  не видел, говорят  — гадость ужасная, но сборы  —  аншлаг  за аншлагом.  К  Бене Крику  (картина  очень плохая) пишу надписи. От этой кинематографической дряни — настроение скверное…»

        Сценарии, вернее,  поставленные по ним фильмы, все еще тревожили Исаака Эммануиловича, отнимали у него время, но «Закат» уже  заполнил собой все его мысли. Продолжая  работать над пьесой,  Бабель захотел проверить ее звучание на широкой аудитории.

        Из Киева в Москву. 17.III.27 г.

        «…Я  затеял несколько публичных вечеров  — здесь, в  Одессе, м. б. в Харькове. Буду читать пьесу. Кое-как  я ее  отделал. Вышло хуже, чем раньше, — очень вымученно…»

        Из Киева в Москву. 26.III.27 г.

        «…Вчера читал пьесу.  Вечер прошел с  «материальным и художественным» успехом. Посылаю тебе рецензии,  посылаю потому,  что  это первые  строки  о детище,  которое я  до  написания  очень любил. Третью  сцену  выправил,  но недостаточно, каждый  раз я что-нибудь подчищаю и думаю, что  доведу в конце концов до приличного состояния, а то  рецензент прав насчет ржавых