Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница87

Воспоминания о Бабеле, страница87

<…> Плохой театр 1,  тут  и  толковать  нечего.  Если  тебе  придется  говорить  с Берсеневым,  попроси их сократить  3 сцену,  в  особенности песню.  Один чех попросил у меня пьесу для  того, чтобы показать  ее в Праге, я сдуру  отдал, теперь у меня  нет ни одного  экземпляра. Он, правда, обещал  вернуть  через несколько дней».

        1 2-й МХАТ. 128

        Из Парижа в Москву. 17.Х.27 г.

        «…Вчера получил письмо твое и Гриппича. Сегодня отправил Гриппичу все нужные ему заявления. Знаешь ли ты что-нибудь о судьбе пьесы в Петербурге?

        Перебиваюсь  с трудом <…> А тут еще дней  десять  тому назад  я захворал. Простудился, и начался тяжкий  мой «астматический период».  Десять дней я снова не работал и так этим испуган, что решил ехать  на юг лечиться. Раз  навсегда  мне  надо привести  себя в  работоспособный вид.  Рассчитываю осуществить мою мечту — поехать в Марсель. Поеду,  если добуду денег. Здесь не Москва — пропадешь и ни копейки не достанешь…»

        Из Парижа в Москву. 30.XI.27 г.

        «…Рецензию получил. Спасибо.

        …Идет ли пьеса еще где-нибудь? Если у  тебя накопились еще материалы, сделай  милость,  пришли.  Что  тебе  сказали  в Александринке?  Прежде  чем перерешать,  я    хотел    бы  знать  в    точности    положение  дела.    Напиши откровенно…».

        Из Парижа в Москву. 22.XII.27 г.

        «…Сколько представлений выдержал «Закат» в Одессе и Баку?  Собираются ли  ставить  еще  где-нибудь? Не  знаешь ли  ты, как  идут  репетиции  во  2 МХАТе?..»

        Из Парижа в Москву. 10.I.28 г.

        «Со всех  сторон  мне сообщают, что 2 МХАТ разваливается,  что  никакой постановки там не будет <…>  Не худо бы тебе побывать на репетициях, если  только  они происходят. Если хочешь, я напишу в  этом смысле Берсеневу или Чехову…».

        Из Парижа в Москву. 11.III.28 г.

        «…Посмотрим,    даст    ли  «Закат»    что-нибудь?  Никогда  с    большим отвращением не относился к этой пьесе, к разнесчастному и надоевшему детищу, чем теперь…».

        Об искусстве и о лучших для себя условиях, чтобы им заниматься в полную силу, Исаак Эммануилович думал постоянно.

        В одном из первых своим писем ко мне (23.IV.25 г.) он писал:

        «…Последние дни я  много думаю  о вашем  искусстве и  моем  и со всей страстью убеждаю  себя, что мне душевно нужно на два года отказаться от моей профессии… Жизнь моя  пошла бы лучше и  позже, через два  года я сделал бы то, что нужно мне и еще, может, некоторым людям…».

        Из Парижа в Москву. 5.IX.27 г.

        «…Я здоров, работаю,  результаты скажутся не скоро, м. б. через много месяцев.  Что же делать? Работать по методам  искусства  <…> —  это одно из  немногих утешений, оставшихся  мне.  В  материальном смысле от этих утешений, конечно, не легче…».

        Из Парижа в Москву. 22.VII.28 г.

        «…Где тонко, там и рвется. Я, кажется, писал  тебе о своей болезни, о том, что работать я не в  состоянии, с великим трудом влачу «бремя дней». Ты сама можешь судить — как это все кстати.  Я серьезно подумываю о том, чтобы центр тяжести  моей жизни перевести из  литературы в  другую область. У меня всегда  было так  — когда литература была побочным занятием, тогда  все шло лучше.  С  такими  требованиями  к  литературе,  как  у  меня,  и  с  такими ограниченными      возможностями    выполнения    нельзя    делать    писательство единственным источником  существования. В России я все это  переменю. Завтра еду в Брюссель — повидаться с матерью и сестрой, пожить там,  если  будет к тому возможность, потом  вернусь на короткое время в Париж и отсюда  уеду  в Россию.  Только  там  я смогу  снова стать «ответственным»  за свои поступки человеком, сочинить какой-нибудь план жизни…».

        Из Парижа