Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница97

Воспоминания о Бабеле, страница97

Некоторое время тому назад  приехал  Бабель,  переполненный  московским  оптимизмом.  С  его приездом ранняя  осень,  кажется, чуть задержалась. Бабель  не  любил ничего напоминающего туристский стиль. Ультрадинамические осмотры и изучение музеев под руководством гида раздражали его. Не любил ничего  показного, парадного. Все это, говорил он, для  богатых американцев.  Бабелю  был  близок простой, трудовой Париж.  Его  тянуло  в старые, покрытые пылью и копотью переулочки, где ютились ночные  кафе,  дансинги, обжорки, пахнущие  жареным картофелем и мидиями, обжорки, где кормится веселая и гордая нищета.

        У Бабеля был свой Париж, как была и  своя  Одесса. Он любил блуждать по этому  удивительному  городу и  жадно  наблюдать его неповторимую жизнь.  Он хорошо  чувствовал живописные  переливы  голубовато-серого  в  облике  этого города, великолепно разбирался  в  грустной  романтике его  уличных песенок, которые  мог  слушать  часами.  Был  знаком  с  жизнью  нищих,  проституток, студентов, художников. Увидев картины  Тулуз-Лотрека, он заинтересовался его тяжелой, горестной  жизнью (Тулуз-Лотрек был разбит параличом) и потянулся к его творчеству. Он хорошо знал французский язык, парижский жаргон, галльский юмор. Мы часто прибегали к его лингвистической помощи.

        Наступили серые,  туманные,  дождливые  дни,  и  мы  с  Бабелем  решили использовать  их  для хождения  по музеям.  Начали с Лувра.  Местом свидания назначили  «зал  Джоконды»  в  одиннадцать  часов  утра.  В  условленный час писатель Зозуля и я уже стояли у Джоконды. Прождали час,  но Бабеля не было. Потеряв надежду дождаться его, мы отправились в кафе. На  другой день пришло письмо  от  Бабеля.  Оно пропало, но содержание его  сохранилось  у  меня  в памяти.  «Дорогой  друг,  простите  мою  неаккуратность.  Меня вдруг  обуяла нестерпимая жажда  парламентаризма, и я,  идя к  Джоконде,  попал  в  палату депутатов.  Не  жалею  об  этом.  Что за  говоруны  французы! Встретимся  — расскажу. Привет супруге. Ваш И. Бабель».

        В другой раз местом свидания в Лувре назначили  «зал Венеры Милосской», но  Бабель  опять  нас  обманул.  Встретившись,  мы набросились  на  него  с упреками.  Бабель  галантно  извинился и  рассказал, что  по пути  в  Лувр в витрине  автомобильного  магазина он увидел  новые  машины последних  марок. Машины поразили его,  и  он не мог от них оторваться. «По красоте, — сказал он, —  по цвету и по пластичности  они не уступают вашим Джоконде  и Венере Милосской. Какая  красота! —  повторял он. —  Потом  я  набрел на  витрину бриллиантов.  В витрине  лежали словно  куски  солнца!  Решительно,  в  этих витринах больше современности, чем в музеях».

        Так и не удалось нам с Бабелем попасть в Лувр.

        Готовясь к персональной  выставке в  магазине какого-то предприимчивого маршана на улице Сен, жена Бабеля,  художница, устроила  в  своей мастерской нечто вроде предварительного просмотра и,  как бывалых зрителей,  пригласила Зозулю и меня.  Мы пришли. На  стенах висели камерные натюрморты и парижские пейзажи, написанные в постимпрессионистской манере. Работы были приятные, но не  оригинальные. Чувствовалось,  что  художница  стремится быть похожей  на модных парижских живописцев, особенно на Утрилло.

        Бабель сидел в стороне и все время молчал.

        Когда  показ  кончился,  он  иронически заметил:  «Теперь,  друзья,  вы понимаете, почему я не хожу в Лувр».

        За чашкой  кофе  со  сладкими  пирожками  мы  поговорили об  искусстве. Похвалили Пабло  Пикассо,  Пьера Боннара  и наших русских  Сутина  и Шагала. Ругнули Бюффе и абстракционистов.

        Любил  ли  Бабель живопись? Думаю  и верю, что  любил, но не  так,  как большинство  наших  писателей,