Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница110

Воспоминания о Бабеле, страница110

этого добиться трудно.

        Из президиума передают все новые и новые записки.

        — «Я пишу стихи и работаю  в газете. Нужно писать о столовых, банях, о бюрократах, а я вечером пишу стихи. Стоит ли мне работать в газете?»

        — Стоит!

        Писатель рассказывает о том, как он работал в одесской газете  «Моряк», в красноармейской газете Первой Конной.

        В редакцию приходили участники гражданской войны  — котовцы, щорсовцы, моряки,  бойцы  речных  флотилий,  грузчики,  судостроители,  авантюристы  и проходимцы, прикрывающиеся  фальшивыми документами и вымышленными подвигами. Бабель рисует этих людей — их походку, речь, одежду.

        —  Я  старался их просто слушать. Как  только  я  брался за  перо  или карандаш,  они сразу меняли  тон,  они подбирали  другие слова,  становились осторожными и  даже  пугливыми.  К нам приходил один  бывший боец  котовской бригады,  который начинал все  свои рассказы так:  «Стало быть,  идем  мы  в атаку…»  Мы  так  и  окрестили  его «Стало быть…».  Я  и сейчас стараюсь беседовать  с  людьми без карандаша  и  блокнота.  Иногда  обычная  газетная информация,  набранная  петитом,  превращается  у  художника  в рассказ  или пьесу…

        Бабель показывает на Олешу:

        —  Юрий  Карлович Олеша тоже  работал  в  газете «Моряк»  и сейчас  не расстается с журналами и газетами.

        — «Как вы находите тему?»

        — Я скептически  отношусь к тем литераторам, которые  берут творческие командировки в поисках тем. Есть выражение  — напластование  пород. В  этом напластовании  жизненного  материала  писатель    находит  свой  пласт.  Одни вгрызаются глубоко, другие снимают только верхний слой.

        — «Каких писателей вы больше всего любите читать?»

        —  Хороших,  интересных…  Но  когда раскрываешь книгу, еще ничего не знаешь  —  хороший писатель ее писал или нет.  Толстой заметил, что у  Анны Карениной  кроме ума, грации и  красоты  была и правдивость.  Кроме таланта, яркого  стиля и литературного  мастерства хочется, чтобы у  писателя в книге была и правдивость.

        — «Ваши книги о  прошлом, о гражданской войне. Собираетесь ли писать о нашем времени?»

        — Собираюсь. Я думаю  о нашем времени, о наших людях. Недавно в Париже один  французский  писатель говорил мне,  что  он  как художник  соскучился, истосковался по настоящим героям.  Надоело писать о стависских, о молодчиках Кьяппа,    о    проститутках,    о    постельных    конфликтах,    о  политических авантюристах.  Он предложил одному издателю роман  о жизни  докеров Марселя. Буржуазный издатель махнул рукой:  «Опять  забастовки, политическая  борьба, голод, нищета, драма жизни… Нет, такая книга мне не нужна. Напишите  книгу о Горгулове — убийце президента Франции…»  Честный писатель, он отказался писать книгу о белогвардейском выродке. За рубежом  люди жадно расспрашивают о  нашей  стране. Они  хотят знать правду о  нашей жизни… И мы,  советские писатели, должны помочь им в этом…

        — «Какой у вас рабочий режим?»

        Бабель аккуратной стопкой складывает записки, разглаживает их.

        — Как ответить на этот вопрос? В Париже один буржуазный журналист брал у  меня  интервью.  Он быстро, профессионально  очень  быстро,  задавал  мне вопросы и поглядывал на часы. «Я тороплюсь, синьор  Бабель, мне нужно успеть дать  интервью в вечерний  выпуск. Зачем так мучительно думать…» И я вдруг понял,  что этот молниеносный репортер, не подозревая,  открыл одну  из тайн писательского  ремесла  и  рабочего  режима  писателя    —  надо  все  время мучительно думать… Над темой, над словом, сюжетом, над  образом… Друзья, — улыбается Бабель,  —  что вы  так  старательно  записываете  все,  что я говорю?  Вот  товарищ  Селивановский,  ответственный