Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница134

Воспоминания о Бабеле, страница134

— если не  приедешь  через  месяц  —  выйду замуж за другого. Просто сообщил, что года  два назад жена  родила дочь.  Равнодушен. Смеется.

        Б. рассказывает, как он ходил в гости к кухарке на даче  Рудзутака, его знал и управляющий  дачей. Теперь на этой даче Горький. Он  пошел к нему, но не с черного  «кухаркиного» хода, — а через  подъезд. Управляющий не  знал, кто такой Б. И вообще не знал его имени, так же как и кухарка: предложил ему здесь  не  шататься,  а  идти  на  задний  двор.  Б.,  не  ответив,  прошел. Управляющий к нему:  «Мы наркомов  не пускаем, а ты  лезешь». Но  в окно его увидел  Максим,  сын  Горького, и позвал.  Кухарка  дрожала,  когда подавала кушать,  —  за  столом,  развалясь, сидел ее кум, ее  собеседник, ее друг и гость — и разговаривал с Горьким как равный.

 

          Л. Боровой

 

          ПОДАРОК

 

        — Послушай,  —  сказал  мне  однажды один  мой приятель, журналист  и кинематографический  деятель,  —  сегодня  у  меня  будет    Бабель.  Придет непременно, потому что я ему устраиваю  аванс. А ведь он —  горе мое! — не покрыл еще  и прежний. Но что делать! Бабель ведь… Придут, вероятно, еще и другие. В общем, приходи. При тебе мне будет легче с ним разделаться.

        Когда  я пришел к  Владимиру Александровичу, у него  уже сидел какой-то седой  красивый  старик.  Оказалось,  что  это  довольно известный  немецкий режиссер, бежавший от Гитлера.  После долгих скитаний по Европе он приехал к нам, в СССР, прожил у нас  более полугода,  был обласкан и уже позволял себе критиковать наши  порядки. Недавно он предложил Комитету  по делам  искусств поставить «Персов» Эсхила  под открытым небом, по образцу Маркса Рейнгардта, с которым он долго работал.

        — Комитет в  принципе поддерживает эту идею, —  рассказывал немец, — но  почему-то никак не  может сказать последнее слово. «Боитесь каких-нибудь современных  персов?»  — спросил  я  председателя Комитета.  «Никого мы  не боимся,  —  сказал  председатель,  —  но  дело все-таки  сложнее,  чем  вы думаете». Я  в  сотый  раз объясняю ему,  что спектакль  пойдет под открытым небом и помещения мне никакого не потребуется, а он все тянет и тянет, готов даже дать еще  один аванс, но чувствую, что чего-то недоговаривает. И только вчера  говорит мне  очень  осторожно: «А не  будет ли  это  просто  скучно?» «Персы» Эсхила — скучно! О чем же с ним говорить?!

        Долго  еще тараторил, невыносимо скромничая, этот  немецкий  режиссер в том  же роде. Заявил даже,  что сочувствует председателю,  который,  как  он убедился, хороший  человек, и притом  европейски образованный.  Но  эта  его проклятая нерешительность…

        Наконец  немец  простился  и,  поговорив  еще  о  чем-то  с  Владимиром Александровичем в передней, ушел.

        И сейчас же пришел еще один гость, на этот раз наш, советский режиссер, у которого тоже было какое-то важное, срочное и личное дело к моему другу. Я хотел  уйти, но Владимир Александрович прошептал мне, что теперь я тем более должен остаться.

        И  опять он ушел с режиссером  в  переднюю, но довольно скоро вернулся, очень  усталый  и скорбный. При этом он  молча  пожал почему-то мне руку,  а своей жене Марье Романовне сказал, что пора готовить чай для Бабеля, и Марья Романовна ушла на кухню.

        И снова раздался звонок, и опять это был не Бабель.

        Пришла  молодая,  красивая  и очень  хорошо одетая  женщина и сейчас же сообщила, что  очень жалеет,  что разминулась с «ним», то есть с режиссером, который  приходил  до нее.  Она просила Владимира Александровича повлиять на этого человека, который, конечно, очень талантлив, но почему-то бросил ее  с ребенком и сошелся со своей пустенькой и, в сущности, даже не очень красивой помощницей.