Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница208

Воспоминания о Бабеле, страница208

о моем  приезде в  Гагры  с Бабелем    в  1933    году.    Трудно    представить  себе  Гагры  с    роскошной растительностью,  в  цвету  совершенно  безлюдными.  В  Новом  Афоне,  кроме местного населения, все же были строители тоннелей 13 и 14, сотрудники нашей проектной группы и транспортной  конторы, шныряли туда  и обратно полуторки, изредка появлялись легковые машины начальства.

        Проектной    работы  оказалось    гораздо    больше,    чем    первоначально предполагалось, так как  из-за  плохих  карт местности ни  один  из порталов тоннелей, запроектированных  в Москве,  в натуре  не попадал в нужное место. Все чертежи порталов тоннелей пришлось проектировать и рассчитывать заново.

        Тоннели  15  и  16  в    Эшерах  частично  попали  в    оползневую  зону. Припортальные  участки этих  тоннелей значительно усложнились  и потребовали коренного изменения.

        Тоннель  14 в  Новом  Афоне  одним  концом выходил на  территорию  дачи Сталина, которой раньше не было. Пришлось изменить его трассу, отказаться от выемки,  ввести галереи и траншеи  как продолжение самого тоннеля, чтобы как можно  меньше нарушить территорию  участка,  засаженного  молодыми лимонными деревьями.

        Когда  выяснилось, что месячная командировка  в  Новый Афон переходит в необходимость работать там длительное  время и в то же  время наша проектная организация  из Москвы  эвакуируется  в Куйбышев,  мы  получили распоряжение главного инженера Метростроя Абрама Григорьевича  Танкилевича  оставаться на месте. Но ни у кого из нас  не было теплых вещей, и  Метропроект организовал для  нас  посылку  из  Москвы.  Так  как  у  меня  в  Москве  не  оставалось родственников, я  переслала ключи от  квартиры своей приятельнице  Валентине Ароновне  Мильман с просьбой  собрать  наши  теплые  вещи и  передать  их  в Метропроект. Так же поступили и другие сотрудники нашей группы.

        Валентина  Ароновна, работавшая  тогда  секретарем  Эренбурга,  получив ключи от нашей квартиры, догадалась  забрать и большой  ковер на полу в моей комнате и отвезти его Эренбургу, чтобы утеплить пол комнаты, где он работал. Ему же она отвезла кофеварку, привезенную Бабелем в 1935 году из Парижа.

        Мне  было приятно, что ковер и кофеварка  послужили  Эренбургу, а кроме того,  эти вещи,  в отличие от украденных  соседями,  вернулись в  дом после нашего приезда.

        Первый  год  войны  мы  прожили  на  Кавказе  почти спокойно.  Но война затягивалась,  и  некоторые  сотрудники    нашей  группы    стали  нервничать, стремиться уехать в Москву. Немцы к тому времени перерезали железную дорогу, соединяющую  Сочи  с  Москвой.  Уезжать  нашим  сотрудникам  пришлось  через Красноводск. Добирались до Москвы  за  40 дней. Уехал  и руководитель  нашей группы Б.  В. Грейц с женой. Я осталась  во главе проектной  группы.  Мне  с мамой и маленькой Лидой опасно было трогаться в такой дальний путь.

        Когда строительство тоннелей  прекратилось  из-за  отсутствия  цемента, который  мы  получали из  Новороссийска,  был  дан  приказ  законсервировать тоннели. На это требовался лес.  Пришлось организовать лесоразработки вблизи от Пицунды.

        Немцы подходили  к Туапсе.  Мы начали срочно строить  железную дорогу в обход  тоннелей.  А  пока  вооружение из  Ирана к  Туапсе шло  по извилистой шоссейной  дороге, разбитой  до предела. Во время  дождей  дорога портилась, колонны машин останавливались.

        Немцы  начали  бомбить  Тбилиси и Сухуми. Бомбы  сбрасывали не особенно тяжелые,  но и  они приводили к жертвам. Одна  бомба упала вблизи от  здания управления строительством железной дороги; известка с потолка  посыпалась на голову  начальнику управления  А.  Т.  Цатурову.  Женщине-инженеру Ростомян, выбежавшей в  сквер