Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Произведения автора » Конармейский дневник 1920 года, страница19

Конармейский дневник 1920 года, страница19

  Шлепаем по грязи, пронизывающий мелкий дождь.

    Стрельба  орудийная  и  пулеметная  все  ближе.  Меня  клонит  ко    сну нестерпимо. Лошадям нечего дать. У меня новый  кучер  —  поляк  Говинский, высокий, проворный, говорливый, суетливый и, конечно, наглый парень.

    Грищук идет домой, иногда он прорывается — я замученный, по-немецки  он не мог научиться, потому что хозяин  у  него  был  серьезный,  они  только ссорились, но никогда не разговаривали.

    Оказывается еще — он голодал семь месяцев, а я скупо давал ему пищу.

    Совершенно босой, с впавшими губами, синими глазами — поляк. Говорлив и весел, перебежчик, мне он противен.

    Клонит ко сну непреодолимо. Спать опасно. Ложусь одетый. Рядом со  мной две ноги Фроима стоят на стуле. Светит лампочка,  его  черная  борода,  на полу валяются дети.

    Десять раз встаю — Говинский и Грищук спят — злоба.  Заснул  к  четырем часам, стук в дверь — ехать. Паника, неприятель у  местечка,  стрельба  из пулеметов, поляки приближаются. Все  скачет.  Лошадей  не  могут  вывести, ломают ворота.  Грищук  со  своим  отвратительным  отчаянием,  нас  четыре человека, лошади не кормлены, надо заехать за сестрой, Грищук и  Говинский хотят ее бросать, я кричу не своим голосом — сестра? Я зол — сестра глупа, красива.  Летим  по  шоссе  на  Броды,  я  покачиваюсь  и  сплю.  Холодно, пронизывает ветер и дождь. Надо  следить  за  лошадьми,  сбруя  ненадежна, поляк поет, дрожу от холода, сестра  говорит  глупости.  Качаюсь  и  сплю. Новое ощущение — не могу  раскрыть  век.  Описать  —  невыразимое  желание спать.

    Опять бежим от поляка. Вот она — кав.  война.  Просыпаюсь  —  мы  стоим перед белыми зданиями. Деревня? Нет, Броды.

 

    30.7.20 Броды

    Унылый рассвет. Надоела сестра. Где-то бросили Грищука. Дай ему Бог.

    Куда заехать? Усталость гнетет. 6 часов  утра.  Какой-то  галичанин,  к нему. Жена на полу с новорожденным. Он —  тихий  старичок,  дети  с  голой женой, их трое, четверо.

    Еще  какая-то  женщина.  Пыль,  прибитая  дождем.    Подвал.    Распятие. Изображение святой Девы. Униаты действительно ни то,  ни  другое.  Сильный католический налет. Блаженство — тепло, какая-то горячая  вонь  от  детей, женщин. Тишина и уныние. Сестра спит, я не могу, клопы. Нет сена, я  кричу на Говинского. У хозяев нет хлеба, молока.

    Город разрушен, ограблен. Город огромного интереса. Польская  культура. Старинное, богатое, своеобразное еврейское поселение. Эти ужасные  базары, карлики в капотах, капоты и пейсы,  древние  старики.  Школьная  улица,  9 синагог, все полуразрушено, осматриваю новую синагогу, архитектура  [нрзб] кондьеш, шамес, бородатый и говорливый еврей —  хоть  бы  мир,  как  будет торговля, рассказывает  о  разграблении  города  казаками,  об  унижениях, чинимых поляками. Прекрасная синагога, какое счастье, что у нас есть  хотя бы старые камни. Это  еврейский  город  —  это  Галиция,  описать.  Окопы, разбитые фабрики, Бристоль, кельнерши,  «западноевропейская»  культура,  и как жадно на это бросаешься. Эти жалкие зеркала, бледные австрийские евреи — хозяева. И рассказы — здесь были американские доллары, апельсины, сукно.

    Шоссе, проволока, вырубленные леса, и уныние, уныние  без  конца.  Есть нечего, надеяться не на что, война, все одинаково плохи, одинаково  чужие, враждебные, дикие, была тихая и главное исполненная традиций жизнь.

    Буденновцы  на  улицах.  В  магазинах  —  только  ситро,  открыты    еще парикмахерские. На базаре  у  мегер  —  морковь,  все  время  идет  дождь, беспрерывный, пронзительный, удушающий. Нестерпимая  тоска,  люди  и  души убиты.

    В штабе — красные штаны,  самоуверенность,  важничают  мелкие  душонки, масса молодых людей, среди них и  евреи,  состоят  в